Какие изменения произошли в общем и профессиональном образовании с момента введения ЕГЭ?

24 июня 2015 300
22 июня пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялся круглый стол на тему: "15 лет ЕГЭ в России: основные уроки и новые вызовы на старте приемной кампании".

22 июня пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялся круглый стол на тему: "15 лет ЕГЭ в России: основные уроки и новые вызовы на старте приемной кампании". На пресс-конференции были подведены некоторые итоги изменений, которые произошли в общем и профессиональном образовании с момента введения Единого государственного экзамена.

Так, среди очевидных достижений экспертами были отмечены повышение доступности получения высшего образования в столичных вузах для выпускников из регионов, повышение информационной открытости организации итоговых испытаний, а также прозрачности в оценке их результатов.

Какие изменения произошли в общем и профессиональном образовании с момента введения ЕГЭ?Об этих результатах сообщил Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, заместитель министра образования РФ 1992-2001гг. Он заявил, что "проблема доступности получения высшего образования решена".

В частности, он сказал: "Без подготовительных курсов конкретного вуза раньше поступить было очень проблематично. В результате, если в советские времена пропорция была 75 приезжих и только 25 москвичей и ленинградцев, то в 99-м году пропорция была строго обратная – 75% москвичей и петербуржцев, а остальные - приезжие. В настоящее время 25% сельских и до 70% иногородних абитуриентов становятся студентами столичных вузов и перед ректорами встал вопрос о развитии студенческих общежитий". Также, по мнению В.Болотова, удалось решить проблему открытости процедуры проведения Единого государственного экзамена: "Сейчас каждый сбой ЕГЭ - достояние общественного обсуждения… Будем говорить откровенно, главное достижение Рособрнадзора и Минобрнауки РФ – это повышение прозрачности, повышение информационной безопасности".

Какие изменения произошли в общем и профессиональном образовании с момента введения ЕГЭ?

Позитивную тенденцию по отношению к ЕГЭ отметил Максим Дулинов, заместитель генерального директора ЗАО "МЦФЭР", заместитель министра образования РФ 2010-2012 гг., прокомментировав выводы экспертов "МЦФЭР Образование": "Анализ вопросов директоров школ о проведении Единого государственного экзамена, поступивших к нам на горячую линию Электронной системы "Образование" в течение последних трех лет, позволяет сказать, что правоприменение законодательных норм при регулировании процедуры проведения ЕГЭ более не вызывает сложностей у руководителей образовательных организаций… Вопросы о нормативно-правовой базе, обеспечивающей организацию ЕГЭ, волновавшие директорский корпус в первые годы введения ЕГЭ, вошли в штатный режим. Их заменил поиск решения текущих задач: как правильно совместить организацию летнего лагеря и пункта проведения ЕГЭ в одном здании? Как психологически грамотно организовать проведение ЕГЭ в школе? Таким образом, ЕГЭ становится рядовым событием для школы, инструментом, помогающим выпускнику перейти из школы в вуз, а не предметом обсуждения оценки качества образования, общественная дискуссия о котором должна лежать в области вопросов применения и совершенствования образовательных стандартов".

Какие изменения произошли в общем и профессиональном образовании с момента введения ЕГЭ?Ефим Рачевский, народный учитель России, директор Центра образования "Царицыно" № 548, в свою очередь оценил изменившееся отношение к ЕГЭ своих выпускников и их родителей так: "Позавчера мы провели выпускной вечер, выпустили около трехсот детей. И чем были озабочены выпускники и родители? Не ЕГЭ, а процедурой подготовки к выпускному вечеру. Экзамен был не на периферии сознания, но и не на передовой. Произошла "дедемонизация" ЕГЭ… Ситуация утратила элементы мифа и эзотерики… ЕГЭ всего-навсего ЕГЭ – ни больше и ни меньше…"

По мнению директора, немаловажное значение в качественном изменении отношения к ЕГЭ широкой общественности стала планомерная работа Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), в том числе и по совершенствованию КИМов, которые стали приближены к тем "компетентностям", которые дает общее образование в целом.

Какие изменения произошли в общем и профессиональном образовании с момента введения ЕГЭ?

Оксана Решетникова, директор ФИПИ, обратила внимание участников "круглого стола" на основной принцип работы организации – принцип обратной связи с общественностью в построении механизмов оценки качества образования. Особую роль О.Решетникова видит в создании Открытого банка заданий ЕГЭ и ОГЭ, который не только дает возможность школьникам подготовиться к сдаче экзаменов, а учителям использовать в учебном процессе материалы, содержащиеся в Открытом банке, но и позволяет любому участнику отношений в сфере образования в свободном доступе оценивать качество контрольных измерительных материалов.

Но КИМы – это только метод педагогических измерений, а сам ЕГЭ – лишь один из элементов системы оценки качества образования, не дающий полной информации о реальном уровне качества образования.

Как измерить качество образования? Без глубокого понимания, что такое оценка качества образования, невозможно понять то, что происходит внутри школы в процессе модернизации образования. Поэтому измерение процессов, происходящих в образовании, должно быть многовариативным, а мониторинги – комплексными.

В этой связи встает вопрос о подготовленности школьного сообщества в целом и каждого учителя в отдельности к открытой целенаправленной работе по выявлению факторов, способствующих повышению качества образования.

Основным мотиватором для проведения во внутришкольных коллективах подобной работы является понимание педагогической общественностью самого процесса оценки качества образования, роли учителя, а создание в образовательной организации механизмов устойчивого развития модели мониторинга качества образования обеспечит не только достижение наилучших учебных результатов, но и создаст условия для развития педагогического коллектива.

Какие изменения произошли в общем и профессиональном образовании с момента введения ЕГЭ?Именно о развитии педагогического сознания как о стратегически важном направлении на пути реформирования системы образования рассказал Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета, заместитель министра образования РФ 2011-2013 гг.: "Педагоги нашего вуза понимают необходимость объяснить и научить студентов тому, что же реально стоит за происходящими изменениями и инновациями в школе. Поэтому в тех мониторингах, которые сейчас проводятся в школах, принимают участие, в том числе, и нынешние студенты. Представители ФИПИ выступают перед ними, рассказывают, как устроена методология, куда она будет развиваться, что может ждать ребят, когда они пойдут в школу преподавать. Очень важно, чтобы со студенческой скамьи они с этим знакомились и понимали, как учителю работать в системе ЕГЭ. В этом году в нашем вузе стартует магистерская программа «Образовательная политика»".

Магистерская программа, реализуемая МГПУ, будет готовить специалистов, способных решать стратегические задачи в области образования, владеющих современными представлениями о качественном образовании. Важное место уделено разъяснению оценки и показателей качества образования.

Игорь Реморенко отметил: "Конечно, для решения задачи по созданию программы "Образовательная политика" нам необходимо сотрудничать с людьми, которые занимались и занимаются образовательной политикой. В нашей работе нам помогают эксперты: магистерская программа "Образовательная политика" разработана совместно с нашим основным партнером - ФИПИ. Ефим Лазаревич Рачевский, член нашего Ученого совета, большой помощник в организации практики студентов, также работает с нашими бакалаврами и магистрами, а с Максимом Викторовичем Дулиновым мы сотрудничаем по ряду вопросов. Экспертно-правовая система "Образование" является безусловной помощью и педагогам, и управленцам. Виктор Александрович Болотов, основатель ЕГЭ, - член нашего попечительского совета. Мы часто встречаемся и работаем по разным направлениям, в том числе и по оценке качества образования".

Эксперты, выступившие на "круглом столе", сошлись во мнении, что подобные программы магистратуры нужны каждому педагогическому вузу. Будущих специалистов нужно со студенческой скамьи научить выявлять тенденции и давать прогноз развитию системы образования, осуществлять выбор оптимальных управленческих подходов, ориентированных на развитие системы образования, проводить анализ образовательной среды на предмет качества предоставляемого образования – такие компетенции в будущем помогут не только в решении конкретных образовательных и управленческих задач, но и будут способствовать инновационному развитию образования в России.

ВИДЕО >>



Подписка на новости

Не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь бесплатно на рассылку. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях