Главная → Тематический рубрикатор → Обучение и воспитание → Образовательный процесс

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Дата публикации: 18.10.2012
Количество просмотров: 14664

Урок русского языка в 3м классе 
 

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.
 
Цели:
- познакомить с правилом проверки безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
- учить писать слова с безударными гласными в окончаниях имён прилагательных,  
- подбирать проверочные слова, графически обозначать орфограмму;
- развивать речь, память, мышление, орфографическую зоркость;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества, тактичность.
 
Оборудование:
- карточки с заданием для работы в группах;
- памятки к орфограммам «Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных», «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением», безударная гласная в приставке», «Соединительные гласные в сложных словах»;
 
Ход урока:
I.       Орфографическая минутка.
 
1)    Прочитайте слова. Какое слово «лишнее»? Почему?
берёзка, прадедушка, звездопад, молодой, посадка
 
- Назовите в словах изученные орфограммы, объясните их написание.
- Подберите слово к схеме:
 
2)    Письмо с комментированием.
Через моря и горы летят в родные края перелётные птицы.
 
- Подчеркнуть грамматическую основу, определить части речи.
- Разобрать по составу  слово перелётные.
- Звуко - буквенный анализ слова края.
 
II.    Чистописание. Словарная работа.
1)    Прочитайте буквы. На какие группы можно их разделить?
а е и о я
 
- Назовите буквы, которые служат для мягкости согласных звуков. Что они ещё могут обозначать?
ая ое ие яя
 
2)    Запишите слова  в три столбика по частям речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
печаль, печалить, серебро, серебряный, серебрить, считать, счёт, мечта, мечтать, мечтатель, волшебник, волшебный, овощной, хороший
 
- Подчеркните слова, в которых звуков меньше, чем букв.
- Взаимопроверка.
- Какие слова подчеркнули? Почему?
 
III.      Постановка проблемы, актуализация знаний.
 
1)    Исследовательская работа (работа в группах). Каждая команда получает листочки с заданием: вставьте букву, объясните свой выбор.
зв . зда    бел . зубый пр . дедушка у красн . й
б . р . га   везд . ход    п . дорожник в син . х
з . ма      пеш . ход    з . писка    о добр . м
 
- Какие буквы вставили? Почему?
- В правописании каких слов сомневаетесь? Почему? (слова последнего столбика)
- Где находится пропущенная гласная? Почему «опасное место»? Какие части речи?
- Какую проблему будем решать сегодня на уроке?(написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных)
 
2)    Актуализация знаний.
 
- Какие известные орфограммы связаны с написанием безударных гласных? (памятки)
- Как действуем, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова? В приставке? В сложных словах?
- Как бы вы поступили, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании имени прилагательного?
 
IV.      Поиск решения проблемы.
 
1)    Упр. 326
- Прочитайте. Сравните окончания слов – вопросов и имён прилагательных. Что вы заметили? (коллективная работа)
- Какие окончания имеют имена прилагательные, если ставим вопрос какого? (-ого-,   -его-) От чего зависит написание букв о или е?
- Каким? (-ым-, -им-) От чего зависит написание букв ы или и?
- Что же необходимо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного?( учащиеся самостоятельно формулируют правило, обозначают орфограмму)
 
2)    Самостоятельное чтение правила ( стр. 78)
- Оправдались ли ваши предположения?
 
V.    Применение полученных знаний.
 
1)    Упр. 327(устно)
а) Самостоятельное чтение текста.
- Как образовалось слово стол?
- Можно ли слова стол, престол, столица считать родственными? Почему?
- Разберите слова по составу.
 
б) Найдите слова с орфограммой «Безударная гласная в окончаниях имён прилагательных», объясните её написание.
 
2)    Упр. 328 (коллективная работа)
а) Прочитайте стихотворение.
- В каких строчках автор сам определяет главную мысль?
- Какие два слова чаще всего повторяются? Почему?
- Чем интересны эти слова?
 
б) Выпишите прилагательные с безударными окончаниями, обозначьте орфограмму (с комментированием)
 
VI.      Итог урока.
- С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке?
- Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?
- Что было самым трудным на уроке? А самым лёгким?
 
VII.   Домашнее задание.
 
1)    Упр. 5, стр. 89
2)    Выучить правило на стр. 78.
 
 
 Н.А. Вержинская, МБОУ СОШ №1 г. Десногорска Смоленской области
 
 
 
 

 

(Голосов: 31, Рейтинг: 3.13)
Комментарии

Комментарии

Оставить комментарий

Никто еще не прокомментировал эту статью, Вы можете стать первым
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Электронная система "Образование"
seminar_m.png
Профессиональные издания
Справочник руководителя образовательного учреждения
Управление начальной школой
Справочник педагога-психолога
Справочник педагога-психолога. Школа
Нормативные документы образовательного учреждения
Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах
Подготовка образовательного учреждения к проверке
Шаблоны документов образовательного учреждения. Рыба-диск

Подпишитесь на наши новости: