Главная → Тематический рубрикатор → Обучение и воспитание → Образовательный процесс

Комплексная итоговая контрольная работа в начальной школе

Комплексная итоговая контрольная работа в начальной школе
Дата публикации: 21.05.2014
Количество просмотров: 135318
Автор:  Шакина Г.В.
Количество комментариев:  0
Номер журнала:  №4 (апрель)

По итогам обучения в начальной школе традиционно проводятся контрольные работы. Представляем вашему вниманию пример комплексной контрольной работы для выпускников начальной школы.

Особенности контрольной работы


Мониторинг подготовки обучающихся 4-х классов
проводится по четырем учебным предметам: "литературное чтение", "русский язык", "математика" и "окружающий мир". Основой мониторинга подготовки по каждому из учебных предметов служит единый текст. Текст является оригинальным (не адаптированным к учебным целям) и носит научно-популярный характер. Контрольная работа представлена в тестовой форме.

Цель предлагаемой контрольной работы
– оценка уровня подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Особое внимание уделяется экспертизе умения обучающихся работать с незнакомым текстом.

Работа имеет следующую структуру:
  • научно-популярный текст;
  • тестовые задания;
  • инструкция по проверке и оценке ответов.
В приложении представлен пример комплексной итоговой контрольной работы в начальной школе.

Порядок проведения контрольной работы

К каждому заданию теста дано несколько вариантов ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий надо указать номер верного проведения
ответа. Все задания примерно равнозначны по сложности. Необходимо предоставить каждому ученику текст работы, дополнительный лист и черновик. Все необходимые записи для выполнения заданий делаются на дополнительном листе. Рассчитана контрольная работа на 2–2,5 академических часа. Ученики начинают работу с выполнения задания по литературному чтению. Задания именно этого раздела нацелены, помимо проверки узкопредметных знаний, на проведение общего анализа текста и выявление в нем информации, требующейся для выполнения заданий по другим учебным предметам. Последующий порядок выбора учебных предметов может быть произвольным.

Оценка результатов контрольной работы

За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы. Верный ответ оценивается в 1 балл, неверный – в 0 баллов. Сумма баллов, полученных за выполнение всех заданий по данному учебному предмету, составляет тестовый балл. Аттестационная отметка за усвоение каждого учебного предмета выставляется по пятибалльной шкале, в соответствии с тестовым баллом. По каждому предмету оформляется представление результатов контрольной работы. Примерный шаблон оформления представления результатов контрольной работы дан в таблице.

Статья полностью опубликована в журнале "Управление начальной школой". Подпишитесь  на это издание

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!


(Голосов: 96, Рейтинг: 4.18)
Комментарии

Перейти к обсуждению на форуме >>

Комментарии

Оставить комментарий

Елена Головинская 16.04.2012 20:10:42
Самый печальный вариант.
Конечно, заманчивое слово - "комплексная". Но ведь само название сигнализирует вовсю: и контрольная работа, да ещё итоговая, и комплексность (т.е. не столько меж-, сколько метадисциплинарность). Чтобы такое подготовить - надо знать каждое в отдельности и иметь опыт использования.
И вот в самом начале - автором определён жанр - контрольная работа по четырём предметам + тестовая форма + мониторинг! Ещё чуть ниже - "экспертиза умения", которой "уделяется особое внимание". Только вот каким образом?

По сути.
1. В предложенном материале отсутствует спецификация - т.е. это не готовые к использованию "задумки"
Данное в табличке можно было бы именовать протоколом - ни анализа, ни инструкции по оцениванию там нет и близко.

2. Заложенная по сути дихотомическая шкала - 2 варианта ответов в большинстве случаев, 2 варианта оценивания - самая непродуктивная, а в итоговой работе не показательна.

3. В итоговой работе используются только варианты выборочных ответов. Ни одного развёрнутого. Или речь идёт о проверке понимания текста детьми, осваивающими русский язык как глубоко неродной?

4. Какие предметные умения проверяются? Да никакие.
Достаточно посмотреть первое - что здесь относится к литературному чтению? Или хотя бы только к чтению?
Россия с 1999 г. участвует в международных исследованиях чтения, их материалы в открытом доступе - ну почему бы не посмотреть для начала? Опять же - с материалами ФГОС познакомиться.

То же самое касается всех проверяемых предметных знаний (даже не умений). Неужели автор действительно считает, что умение находить 4-е предложение в 4 -м абзаце - это проверка знаний по русскому языку?
Хотя с этим предложением явно что-то не так! Вот оно: "Дельфинята рождаются примерно один раз в два года." А вот вопросы: "Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются:
а) родственными словами б) однородными членами предложения"
Как отвечать? А неизвестно - спецификации-то нет! А по "ЭТИМ СКАЗУЕМЫМ" вопросов немеряно!

Понятно, что "работой с информацией" голову заморочили.
Но всё же, начиная что-то делать, да ещё публикуя это, надо ответить себе на вопрос: зачем я это делаю, что хочу выяснить с помощью нового вида работы?
Иначе получается то, что получилось - на уровне 90-х - когда для себя открыли тесты и толком материала и опыта не было.

Например, в табличке заявлена оценка "различения времён глагола" - но это можно определить только в практической деятельности школьника, а не при выборе им заданного ответа.

Как всё это соотносится с деятельностным подходом? А с практическим опытом и актуальными задачами ребёнка? Уж не говоря о пресловутом умении учиться как интегральном результате начальной школы (а иначе зачем эта комплексная работа?).

Здесь проверяется только умение находить в тексте разрозненную информацию, данную в прямой форме при прямом вопросе, заданном конкретно. Никаких размышлений, достраиваний недостающих звеньев, извлечения информации, данной в неявной форме, собственного опыта и контекстных знаний.

Всё чисто - конкретно, как в инструкции. И даже проще - при наличии двух вариантов ответов - можно особо не мучиться - выбирать в тексте - что есть. Т.е. формат работы задаёт угадывающую стратегию.

В общем, материал не годится даже для школы 8 вида, где как раз умение работать по инструкции является базовым. Но всё же - не настолько в лоб.

Материал ни в коем случае использовать нельзя - в работе с детьми. В системе повышения квалификации - очень полезно анализировать - потому что практически все неправильности присутствуют. А их понимание - путь к разработке действительно важного и актуального сегодня формата итоговой работы.
aarci 16.05.2012 12:35:30
Уважаемая Елена, благодарим Вас за внимательное прочтение материалов нашего журнала.

Данная статья представляет опыт работы педагогов одного из регионов России и не касается вопросов исследования результатов освоения обучающимися 4-х классов основной образовательной программы начального общего образования, разработанной согласно ФГОС.

Если у Вас имеются разработки, касающиеся исследования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будем рады принять их к рассмотрению на предмет публикации в журнале.

Напоминаем, что мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Павел Аверкиев 14.08.2012 17:02:55
----
Павел Аверкиев 14.08.2012 17:06:24
------
Сергей Соловьев 18.05.2013 12:41:26
Подскажите мне пожалуйста где в тексте про дельфина шестой абзац???
Так и ответы наделаны с этим шестым абзацем. И в школе всем раздали для тестов. И как учителя будут проверять? По таблице ответов? Или все таки включат свой интелект?
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Электронная система "Образование"
seminar_m.png
Профессиональные издания
Справочник руководителя образовательного учреждения
Управление начальной школой
Справочник педагога-психолога
Справочник педагога-психолога. Школа
Нормативные документы образовательного учреждения
Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах
Подготовка образовательного учреждения к проверке
Шаблоны документов образовательного учреждения. Рыба-диск

Подпишитесь на наши новости: