Модель портфолио учащихся среднего звена

Дата публикации: 26.01.2011
Раздел:  Архив
Количество просмотров: 44909

Индивидуальная накопительная рабочая папка (портфолио) позволяет учитывать результаты, достигнутые школьником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании. В зарубежной традиции портфолио определяется как "коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях".

Первоначально необходимость ведения портфолио была, по преимуществу, обусловлена задачами построения образовательного рейтинга выпускников 9‑го класса и вопросами оптимизации механизмов формирования 10‑х профильных классов. Не исключено, однако, что в дальнейшем портфолио не только сможет выполнять "рейтинговую функцию", но и станет новым педагогическим средством, интересным и эффективным для учащихся более раннего возраста.

Таким образом, комплектование папки индивидуальных достижений учащегося можно начать в пятом классе, а еще лучше – с самого первого года его школьной жизни.

Конкретная модель портфолио, принятая в той или иной муниципальной образовательной сети, неизбежно подвергается модификациям. Мы предлагаем свой вариант портфолио: для учащихся среднего звена обучения*[1].

наверх

Содержание портфолио для учащихся 5–7‑х классов

Титульный лист (обложка) обязательно сопровождается фотографией и содержит основную информацию о владельце:

  • Ф. И. О. ученика;
  • дату рождения;
  • полное название ОУ и класс;
  • личную подпись ученика.

I раздел "Мой портрет" (информация о владельце) содержит личные данные учащегося, а также:

  • результаты психологической диагностики;
  • информацию, помогающую ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.

Во II раздел "Портфолио документов" помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности):

  • дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня;
  • грамоты за участие в конкурсах;
  • сертификаты;
  • благодарственные письма;
  • свидетельства и т. д.

III раздел "Портфолио работ" (творческие работы) включает в себя результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях; прохождение элективных курсов, различного рода практик; спортивные и художественные достижения и др.

Материалы этого раздела дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

IV раздел "Копилка" (памятки, инструкции, полезная информация).

наверх

Раздел I.
Информация о владельце портфолио

С помощью этого раздела ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов, итогов года, ставит цели, анализирует достижения.

Самоанализ можно провести на первом классном часе и вложить заполненный лист в портфолио. С течением времени интересно проследить, остается ли ребенок на прежних позициях или его размышления с возрастом и под влиянием определенных событий меняются и т. д.

Провести самоанализ ученику помогут:

 

наверх

Раздел II. 
Портфолио документов

Наличие данного раздела дает возможность качественной и количественной оценки материалов портфолио.

Итоговый документ – в виде вкладыша в аттестат – легко заполняется классным руководителем. Документы, представленные в этом разделе, фиксируются в таблице (табл. 1). Допускается представление копий документов.

Сами документы или их копии могут храниться дома у ученика или в файле портфолио.
 
Таблица 1
Мои достижения, награды, заслуги
Дата
 
 
 

наверх

Раздел III.
Портфолио работ

К портфолио прилагается:

  • перечень представленных творческих работ (табл. 2);
  • таблица "Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях" (табл. 3).

Таблица 2

Мои творческие работы
Дата
 
 
 
 
Таблица 3
Название творческого дела
Дата
 
 
 

наверх

Раздел IV. 
"Копилка" (памятки, инструкции, полезная информация)

 
В этих таблицах учащийся фиксирует виды своей творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения портфолио.

В этом разделе могут находиться различные памятки, инструкции и полезная информация.

Мы предлагаем несколько памяток для учащихся, которые помогут им в учебе (приложение 7).

наверх

АНКЕТА
"Немного о себе"

Приложение 1
 

Инструкция. 

Уважаемый ученик! Просим тебя ответить на вопросы предлагаемой анкеты.
1. Фамилия______________________________________________________________________
2. Имя, отчество_________________________________________________________________
3. Почему тебе при рождении дали именно это имя? Что оно означает?________________
________________________________________________________________________________
4. Ты сейчас в _____ классе. С какого класса обучаешься в этой школе? _______________
5. Внеклассная деятельность (дополнительное образование: кружки, секции и т. д.)             
________________________________________________________________________________
6. Что тебе нравится делать в свободное время?____________________________________
7. Какие фильмы, телепередачи, сериалы предпочитаешь смотреть?___________________
8. Какая музыка и какой исполнитель тебе больше всего нравятся?____________________
9. Что ты любишь читать в свободное время, на какую тему?_________________________
10. Твои увлечения (хобби)?_______________________________________________________
11. Какие учебные предметы тебе нравятся?________________________________________
12. Какие учебные предметы не нравятся?__________________________________________
13. Какая область знаний более всего привлекает (подчеркни предметы):
• Естественнонаучная: математика, физика, химия, биология, география.
• Общественно-научная: история, философия, обществознание, экономика.
• Гуманитарная: литература, русский язык, иностранные языки.
14. Кем бы ты хотел быть? Почему?________________________________________________
15. Какие еще профессии тебя привлекают?_________________________________________
16. Уровень образования, которое ты хотел бы получить (подчеркни): высшее (вуз), среднее или начальное профессиональное (техникумы, училища).
 
Спасибо!

наверх

АНКЕТА
"Моя родословная"

Приложение 2

Инструкция.

Уважаемый ученик! Просим тебя ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

1. Напиши о своих родителях (или о других очень близких тебе людях):

Мама
 
Папа
 
Фамилия
 
 
Имя
 
 
Отчество
 
 
Дата рождения
 
 
Профессия
 
 
Какие они?
 
 
2. Кто еще живет в вашей семье?___________________________________________________
3. Что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной?      
_________________________________________________________________________________
4. Есть ли у вас любимые семейные праздники? Каковы общие увлечения?______________
_________________________________________________________________________________
5. А сейчас ответь на вопрос: "Что такое счастье семьи?"_____________________________
 
Спасибо!

наверх

Тест
"Кто я? Какой я?"

Приложение 3
Инструкция.
Попробуй заполнить каждую строчку, ответив на вопросы "Кто я?" или "Какой я?"
Получится ли это у тебя?
Кто Я?
Какой (какая) Я?
Я
Я
Я
Я
 
 
Спасибо!
 
Обработка результатов проводится путем анализа ответов.

наверх

ТЕСТ
"К чему я стремлюсь в жизни?"

Приложение 4
Инструкция.
Перед тобой список жизненных ценностей. Они все значимы для человека, но для разных людей – в разной степени. Кому-то кажется самым важным иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то – быть уверенным в себе, иметь интересную работу, деньги и т. д. Прочитай внимательно список и подумай, какая из жизненных ценностей имеет для тебя первостепенное значение. Поставь напротив цифру "1". Далее проставь цифры "2", "3"… (до "21") в порядке убывания важности для тебя указанных ценностей.
Посмотри, что у тебя получилось.
Жизненные ценности
Шкала
1
2
Хорошее образование
 
Хорошая работа и карьера
 
Счастливая семья
 
Слава
 
Деньги, богатство
 
Дружба, наличие хороших и верных друзей
 
Достижения в искусстве, музыке, спорте
 
Уважение и восхищение окружающих
 
Наука как познание нового
 
Хорошее здоровье
 
Уверенность в себе и самоуважение
 
Хорошая пища
 
Красивая одежда, ювелирные украшения
 
Власть и положение
 
Хороший дом, квартира
 
Сохранение жизни и природы на Земле
 
Счастье близких людей
 
Благополучие государства
 
Активная деятельность людей
 
Любовь
 
Свобода как независимость в поступках и действиях
 
 
 
Спасибо!
 
Обработка результатов проводится путем анализа ответов.

наверх

ТЕСТ "Самооценка"

Приложение 5
Инструкция.
Ниже ты видишь 7 столбцов с перечислением качеств человека: здоровье, интеллект, внешность, умение общаться, авторитет у сверстников, успехи в учебе, умение делать что-либо своими руками.
Представь, что основание каждого столбца соответствует низшему уровню развития этого качества, а верхняя, 10‑я черта – наивысшему.
Знаком (-) отметь, как ты оцениваешь развитие у себя этого качества в данный момент времени.
После этого крестиком (×) отметь, при каком уровне развития этих качеств ты был бы удовлетворен собой или почувствовал бы гордость за себя.
Здоровье
Ум,
интеллект
Внешность
Умение общаться
Авторитет
у сверстников
Успехи
в учебе
Умение делать что-либо своими руками
10
 
10
 
10
 
10
 
10
 
10
 
10
 
9
 
9
 
9
 
9
 
9
 
9
 
9
 
8
 
8
 
8
 
8
 
8
 
8
 
8
 
7
 
7
 
7
 
7
 
7
 
7
 
7
 
6
 
6
 
6
 
6
 
6
 
6
 
6
 
5
 
5
 
5
 
5
 
5
 
5
 
5
 
4
 
4
 
4
 
4
 
4
 
4
 
4
 
3
 
3
 
3
 
3
 
3
 
3
 
3
 
2
 
2
 
2
 
2
 
2
 
2
 
2
 
1
 
1
 
1
 
1
 
1
 
1
 
1
 
 
 
Спасибо!

наверх

ТЕСТ "Двадцать человечков"[2]

Приложение 6
 
Внимательно рассмотри этих человечков.
А теперь попробуй найти свое место на этом "Дереве жизни". Выбери того человечка из двадцати, который наиболее соответствует твоему положению сейчас, и раскрась его.
Напиши о нем короткий рассказ (4–5 предложений): кто он, о чем думает, чего хочет.

наверх

Комплект памяток
для успешной учебы

Приложение 7
 

Памятка "Как работать над рефератом"

1. Работа над рефератом начинается с выбора темы. Задай себе следующие вопросы:

  •  Действительно ли мне это интересно?
  • Какую практическую пользу мне принесет данная работа (кроме положительной оценки)?
Если тема тебя действительно интересует, ты хорошо понимаешь значимость для тебя данной работы, сообщи о своем выборе учителю.
2. Теперь тебе предстоит четко сформулировать цель работы.
3. Следующий очень важный этап работы над рефератом – составление плана, в котором будут определены все его части, включая вводную и заключительную.
4. Теперь необходимо начать сбор информации. Первым делом нужно посоветоваться с учителем, где и какую информацию по выбранной теме можно получить. Учитель поможет тебе составить ориентировочный список литературы для работы над рефератом.
5. Покажи список родителям: возможно, какие-то книги и материалы есть у вас дома. Но в любом случае тебе необходимо будет отправиться в библиотеку и медиатеку.
6. Когда у тебя будет собрана вся необходимая для составления реферата информация, приступай к ее изучению. Хорошо, если ты уже умеешь пользоваться компьютером (иначе тебе понадобится черновик). Получая необходимые сведения по выбранной теме из различных источников, заноси их в компьютер или записывай в черновик.
7. Систематизируй полученную информацию в соответствии с ранее составленным планом, делая собственные выводы и заключения по каждому разделу (параграфу, части) твоей работы.
8. В заключительной части тебе необходимо обобщить все вышесказанное, вернувшись к цели работы.

9. Как оформить реферат, подробно расскажет учитель, мы дадим лишь несколько общих рекомендаций:

  • титульный лист должен содержать название реферата, фамилию и имя ученика, класс, номер школы, учебный год;
  • работу желательно сделать на компьютере и распечатать;
  • введение, разделы (параграфы) и заключение должны быть выделены (заголовками, красной строкой, полужирным шрифтом и т. д.);
  • если ты хочешь проиллюстрировать свою работу рисунками, схемами, фотографиями и т. д., помести их в конце в виде пронумерованных приложений (в тексте, в соответствующем месте, в скобках укажи номер приложения);
  • в конце работы не забудь поместить список используемой литературы. По каждому источнику, использованному при подготовке реферата, укажи Ф. И. О. автора, название книги, издательство, год издания.

Памятка "Секреты успеха на уроке"

1. Подготовь все необходимое для урока до звонка, положи на парту.
2. Не отвлекайся: сосредоточившись на задании, ты лучше его поймешь.
3. Не выкрикивай с места, поднимай руку.
4. Не разговаривай с соседом по парте.
5. Не надейся списать, рассчитывай на себя.
6. Подготавливай свой ответ.
7. Соблюдай правила этикета.
8. Сиди ровно, не вертись.
9. Выключай мобильный телефон.
 

Памятка "Посещение библиотеки"

Перед тем как отправиться в библиотеку:

1. Определи цель посещения:

  • тебе нужны конкретные книги (у тебя есть точный список);
  • тебе нужна дополнительная литература по теме (у тебя нет точного перечня);
  • ты хочешь познакомиться с фондами библиотеки, чтобы в дальнейшем ими пользоваться.

2. Если учитель не предложил тебе список нужных книг, напиши название темы, по которой тебе необходимо подобрать дополнительный материал, и возьми эти записи в библиотеку.

В библиотеке:

1. Если ты посещаешь ее в первый раз, тебе необходимо оформить абонемент (записаться в библиотеку).
2. Попроси библиотекаря помочь тебе в поиске книг в соответствии со списком или темой.
3. Под руководством библиотекаря познакомься с расположением книг, порядком поиска необходимой литературы по каталогам.
4. Бережно обращайся с книгами!
5. Вовремя возвращай их в библиотеку.
 

Памятка "Как писать сочинение"

Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы, как написание сочинения, необходимо хорошо подготовиться: выбрать тему, продумать план.

Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.

1. Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.
2. План сочинения должен включать в себя 3 пункта: вступление, основную часть и заключение.
3. Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.
4. Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, знай, что эпиграф – это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.
5. Чтобы подтвердить свои мысли, используй цитаты – дословные выдержки из текста.
6. Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т. д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!
7. Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем.
 

Памятка "Работа с книгой"

(работа с текстом, пересказ, подготовка к изложению)
1. Выбери в книге материал по нужной тебе теме.
2. Прочитай внимательно текст.
3. Постарайся одним предложением сформулировать основную мысль прочитанного, ответив на вопрос: "О чем этот текст?".
4. Придумай название к данному тексту в соответствии с его основной мыслью.
5. Прочитай текст второй раз и составь его краткий план.
6. Перескажи прочитанное, пользуясь составленным планом.
7. Обрати внимание на правила, определения, термины, даты, которые необходимо выучить наизусть. Выпиши их. Произнеси вслух не менее трех раз. Постарайся через некоторое время воспроизвести выученное устно и письменно.
8. Проверь себя, пересказав текст кому-нибудь и восстановив по памяти план на черновике.
Работая над текстом подобным образом, ты сможешь хорошо подготовиться к изложению. Не стремись заучивать факты наизусть: содержание прочитанного тебе следует передать своими словами.
 

Памятка "Как учить стихотворения"

1. Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.
2. Прочитай стихотворение. Какие чувства оно в тебе пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор.
3. Прочитай стихотворение еще 2–3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).
4. Обрати внимание на те строчки стихотворения, которые хуже запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет у тебя перед глазами.
5. Если стихотворение трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую и третью и т. д.
6. Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней работы.
7. Каждый день выразительно рассказывай стихотворение 1–2 раза родителям или друзьям.
8. Повтори стихотворение утром перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.
 

Памятка "Работа с тетрадью"

Ты когда-нибудь задумывался, для чего нужна тетрадь? В ней ученики выполняют классные и домашние задания; фиксируют самое важное по теме урока; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки, и т. д.
Замечательные слова написал один ученик: "Люби тетрадь, и она тебе поможет". Красиво оформленная, аккуратная тетрадь будет твоим помощником на уроке и дома, просматривая ее, ты восстановишь в памяти весь пройденный материал; еще раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать.
Может, тебе пригодятся советы по оформлению, ведению и использованию тетради?

1. Оформление тетради:

  • оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку), аккуратно подпиши ее;
  • записи делай синей ручкой;
  • оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.

2. Ведение тетради:

  • выполняй все работы (в том числе рисунки, схемы)аккуратно;
  • не рисуй и не записывай в тетради лишней информации, не касающейся темы урока;
  • не мни и не пачкай тетрадь; не стирай ластиком записи, сделанные ручкой;
  • пиши аккуратно, разборчиво;
  • записывай правила и все самое важное по теме урока.

3. Умей проверять и исправлять ошибки:

  • проверяй работу от начала к концу и наоборот; каждое слово прочитай по слогам;
  • если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;
  • если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно исправь карандашом;
  • делай работу над ошибками (анализ ошибок);
  • если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
  • подумай, а потом пиши.

[1] О портфолио учащихся начальной школы см.: статья "Портфолио ученика: содержание и оформление"журнал "Управление начальной школой". 2011. № 2. С. 27.

[2] Методика "Дерево", авторы – Дайана и Джон Лампен. – Примеч. авт.

Э.Т. Губайдуллина,
педагог-психолог МОУ "СОШ 5 с углубленным изучением
химии",
г. Бугульма, Республика Татарстан


(Голосов: 42, Рейтинг: 4.22)
Комментарии

Комментарии

Оставить комментарий

Никто еще не прокомментировал эту статью, Вы можете стать первым
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Электронная система "Образование"
seminar_m.png
Профессиональные издания
Справочник руководителя образовательного учреждения
Управление начальной школой
Справочник педагога-психолога
Справочник педагога-психолога. Школа
Нормативные документы образовательного учреждения
Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах
Подготовка образовательного учреждения к проверке
Шаблоны документов образовательного учреждения. Рыба-диск

Подпишитесь на наши новости: