Как правильно составить договор о социальном партнерстве

Дата публикации: 31.10.2007
Раздел:  Архив
Количество просмотров: 8382
Источник:  http://edu.resobr.ru/
А.И. Вавилов,
доц. каф. управления образованием Академии повышения валификации и профессиональной переподготовки работников образования
 
Организация сотрудничества, кооперирования и взаимопомощи общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности, с представителями местного сообщества, в частности, с коммерческими и гражданскими структурами, – явление нередкое. Подобного рода взаимодействие позволяет школам преодолеть недостаточность материальных и кадровых ресурсов, обеспечить участие и помощь работодателей и гражданского общества в школьных делах, а также развитие общего образования на территории, обслуживаемой конкретной школой.
 
Правовое оформление отношений, которые принято называть социальным партнерством, осуществляется путем заключения договоров.
В журнале уже был описан опыт социального партнерства сельской Александровской средней общеобразовательной школы Рязанской области (далее – Александровская школа) и акционерного общества “Александровский племптицерепродуктор”, правовой основой которого явился договор – “Соглашение о социальном сотрудничестве”.
 
Отношения сотрудничества и взаимопомощи в принципе не могут существовать вне договорной или административной правовой основы.
Если речь идет о сотрудничестве некоммерческой организации (школы) с акционерным обществом, административно не подчиненным государственным или муниципальным органам управления, то юридическим основанием для сотрудничества может быть только тот или иной договор между школой и акционерным обществом как юридическими лицами. Договорное сотрудничество требует принятия взаимных обязательств, которые могут быть оформлены путем обмена письмами, подписанием совместного протокола, акта либо иных документов, содержащих необходимые признаки договора: подписи уполномоченных лиц, означающие соглашение, и указание на существо обязательства (предмет договора). Наличие таких документов свидетельствует о том, что договор заключен в письменной форме. Устные договоренности между организациями – юридическими лицами – не имеют юридической силы и признаются недействительными в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, к оформлению договорных обязательств закон предъявляет минимальные требования. Однако из этого не следует делать вывод о том, что разработка и подписание договора в виде специального документа с подробным изложением взаимных прав, обязательств и условий их исполнения являются излишними: чем подробнее и полнее сформулированы условия договора, тем надежнее и точнее юридическое закрепление взаимоотношений сторон.
Договоры, заключаемые школами с гражданами, местными общественными и коммерческими организациями, учреждениями социальной сферы, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Каких­-либо специальных требований к наименованию договора ГК РФ не предъявляет. Юридическое значение имеют смысл и существо обязательств, согласованные сторонами условия их выполнения, а не наименование документа.
В связи с разнообразием и широтой правоотношений, регулируемых договором о социальном партнерстве, такой договор может иметь сложное построение и включать в себя в качестве дополнений другие, более конкретные договоры, например, о безвозмездном пользовании имуществом, дарении имущества, оказании услуг, а также условия, не урегулированные действующим законодательством. Договор о социальном партнерстве не предусмотрен ГК РФ как отдельный вид договора, соответственно, и наименование договора определяется сторонами. В практике чаще всего встречаются такие наименования, как договор о сотрудничестве, совместной деятельности, координации и т. п. При этом используются и синонимы термина “договор”: “соглашение”, “контракт”, “протокол”.
ГК РФ устанавливает общие требования к любым гражданско­правовым договорам, а также содержит правила (нормы), регулирующие условия предусмотренных ГК РФ договоров, таких, например, как договор купли­продажи, договор аренды, строительного подряда, возмездного оказания услуг, безвозмездного пользования, дарения (пожертвования) и многих других.
В соответствии с принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ) закон допускает заключение договоров, не предусмотренных законодательством. Их условия не должны нарушать действующее законодательство.
Стороны правомочны заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных и регулируемых законами или иными правовыми актами. Это так называемый смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном
договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Любые договоры могут быть двух­ или многосторонними. При этом все стороны, независимо от их числа, юридически равноправны.
Условия любых договоров (предусмотренных законодательством, непредусмотренных законодательством и смешанных договоров) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
ГК РФ не содержит требований и к структуре договора, заключаемого в письменной форме в виде специального документа. Тем не менее сложилась определенная практика, которая поддерживается отдельными примерными и типовыми формами договоров, предлагаемыми в приложениях к некоторым подзаконным нормативно­правовым актам. Согласно этой практике текст договора чаще всего выстраивается по следующей структуре:
наименование договора;
место и дата заключения;
вводная часть (преамбула) с указанием сторон, лиц, их представляющих, и ссылкой на уполномочивающие документы;
предмет договора – краткое определение существа обязательств сторон;
раздел, в котором определяются конкретные права и обязанности сторон (а для возмездных договоров – и цена договора);
раздел, в котором устанавливаются условия и порядок исполнения обязательств сторонами (для возмездных договоров – и порядок расчетов);
раздел, устанавливающий последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, т. е. ответственность сторон;
раздел, определяющий срок действия договора, в т. ч. порядок продления;
раздел, в котором определяется порядок рассмотрения споров сторон;
прочие условия, например, особые условия договора или технические условия его оформления;
реквизиты сторон (наименования, адреса, счета, ИНН, телефоны
и другие виды связи);
подписи сторон с указанием должности и расшифровкой фамилии подписавшего, скреплением печатями участвующих в договоре организаций.
Как уже отмечалось, структура, полнота изложения разделов, пунктов и условий договора не имеют юридического значения. Законодательством установлены минимальные требования к содержанию письменного договора.
В письменном договоре должны быть:
подписи уполномоченных лиц;
из текста должна следовать очевидность соглашения сторон по существенным условиям договора.
К существенным условиям договора относятся:
предмет договора;
условия, названные в нормативных актах как существенные для договоров данного вида;
любые условия, относительно которых должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон (ст. 162, 432 и 434 ГК РФ).
Однако в целях исключения неопределенности в отношениях сторон рекомендуется по возможности максимально подробно изложить все условия, что и позволяет сделать применяемая в практике договорной работы структура договора.
В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Договор в письменной форме может представлять собой несколько документов, дополняющих и уточняющих друг друга. Использование для оформления договорных отношений нескольких документов дает возможность подписывать первоначально так называемые рамочные договоры. Они определяют права и обязательства сторон в общем неконкретизированном виде и содержат отсылки к конкретным документам, входящим в состав или, как принято писать, “составляющим неотъемлемую часть” основного договора (соглашения, приложения, спецификации, акты и т. п.). Дополняющие договор документы могут быть подписаны сразу при заключении основного (рамочного) договора либо впоследствии, когда в этом возникнет необходимость.
В основном (рамочном) договоре по возможности предусматриваются отсылки к входящим в его состав документам, например, следующим образом: «виды и сроки проводимых совместных мероприятий устанавливаются Планом мероприятий, подписанным сторонами и являющимся неотъемлемой частью настоящего договора – “Приложение 1”»; или «перечень и количество передаваемого оборудования определяется Спецификацией, подписанной сторонами и являющейся неотъемлемой частью настоящего договора – “Приложение”».
Если при подписании рамочного договора невозможно заранее определить, какие дополнительные условия, конкретные обязательства, документы потребуется подписать в будущем, то в этом случае ссылка на документы не делается. Необходимые дополнения и уточнения оформляются дополнительными соглашениями к договору, которые могут быть подписаны в любое время. Дополнительными соглашениями могут изменяться впоследствии и условия, формулировки основного договора.
Заключение сложного по структуре, состоящего из нескольких документов договора особенно удобно в случаях, когда договор охватывает собой многообразные и длительные отношения сторон, содержит элементы других договоров.
Примером рамочного договора может быть упомянутое ранее “Соглашение о социальном сотрудничестве” между Александровской школой и ЗАО “Александровский племптицерепродуктор”. Для этого Соглашения характерны декларативное определение его предмета, фактически устанавливающее цели сотрудничества без указания основных обязательств сторон, перечисление в общем виде обязанностей сторон, а также указание на то, что изменения и дополнения к Соглашению являются его неотъемлемыми частями.
Рассмотрим элементы договоров дарения, безвозмездного пользования, договоров о совместной деятельности, договоров, не предусмотренных законодательством, которые могут быть в составе смешанного договора.
Согласно законодательству договором пожертвования признается договор дарения в общеполезных целях. Нет необходимости доказывать, что безвозмездная помощь образовательному учреждению является общеполезной целью и, следовательно, по юридической терминологии – пожертвованием.
Стороны договора пожертвования имеют легальные наименования: “жертвователь” и “одаряемый”. На принятие пожертвования не требуется чьего­либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 572 ГК РФ).
Предметом договора пожертвования согласно ст. 582 ГК РФ служит безвозмездная передача вещи в собственность одаряемого или безвозмездная передача имущественного права одаряемому. Следовательно, конкретным предметом договора пожертвования может быть не только передача вещи (в т. ч. денег, ценных бумаг), но и выполнение работ, оказание услуг в пользу одаряемого за счет жертвователя (т. е. передача одаряемому права требования к лицам, обязанным выполнить оплаченную жертвователем работу, оказать услугу).
Договор дарения (пожертвования) между юридическими лицами совершается в письменной форме, т. е. отражается в документах, подписанных уполномоченными лицами.
Предприятие­-партнер, как, например, в статье о социальном сотрудничестве Александровской школы и ЗАО “Александровский племптицерепродуктор”, предоставляет свою производственную базу для практических занятий учащихся школы, предоставляет транспорт, бесплатно выделяет автобусы учащимся для проведения внешкольных воспитательных мероприятий, участия в соревнованиях, конкурсах, оздоровительных поездках. То есть, говоря юридическим языком, передает право безвозмездного пользования своим имуществом. В тексте Соглашения данное обязательство предприятия сформулировано неопределенно, без указания форм сотрудничества (практических занятий), без указания на безвозмездный или возмездный характер предоставления имущества.
Причем право собственности на имущество предприятия школе не передается и по своему предмету подобные отношения соответствуют договору безвозмездного пользования (гл. 36, ч. 2 ГК РФ).
Для этого вида договора законодательство устанавливает дополнительные условия и ответственность обеих сторон за недостатки предоставляемого имущества, его состояние, ремонт, риск случайного повреждения и т. п. Договор должен быть оформлен документально, с указанием предоставляемого имущества и условий его использования. Поэтому его следует оформить как дополнительное соглашение или протокол к основному рамочному Соглашению (договору).
Договор о совместной деятельности имеет второе наименование – договор простого товарищества (гл. 55, ч. 2 ГК РФ). Согласно ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для достижения не противоречащей закону цели. При этом вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в т. ч. деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки, умения, а также деловая репутация и деловые связи. Виды вклада должны быть отражены в договоре или дополнительных соглашениях к договору.
Из упомянутой статьи о сотрудничестве школы и предприятия следует, что образовательное учреждение проводит профориентационную работу для получения учащимися профессий, необходимых предприятию, организует летнюю практику в цехах, занимается благоустройством его территории, на пришкольном участке выращивает овощи, фрукты, зелень для столовой предприятия.
Такого характера обязательства по достижению общей цели свойственны договору о совместной деятельности. Однако договор подробно регламентирован ГК РФ и значительная часть предлагаемых в этом кодексе условий договора для бюджетного учреждения, каковым является муниципальная школа, практически нереализуема. Это условия о денежных и имущественных взносах, образующих общее имущество товарищей, ведение бухгалтерского учета общего имущества, распределение обязанностей по содержанию общего имущества, покрытие расходов и убытков, связанных с ведением общих дел, полная ответственность по общим долгам и т. п. Школа ограничена в праве распоряжения денежными средствами и имуществом (в т. ч. полученными из внебюджетных источников) уставными целями школы, назначением имущества, заданиями собственника и законодательством (ст. 296 ГК РФ). На практике полноценное участие школы в договоре о совместной деятельности требует разрешения собственника (учредителя), для которого Бюджетным кодексом РФ также установлен запрет на нецелевое использование денежных средств. Реально лишь получение разрешения собственника на использование имущества в овеществленной форме: зданий, помещений, участков, оборудования и др.
Таким образом, участие школы в договоре о совместной деятельности либо существенно ограничено возможностями самостоятельной деятельности самой школы, либо требует дополнительного документального оформления с учредителем. Следовательно, в партнерских правоотношениях могут применяться лишь элементы договора о совместной деятельности – обязательства в пределах компетенции школы и полномочий учредителя.
Партнерство школы с предприятием может включать в себя договорные обязательства, которые не предусмотрены законодательством, но согласно общим принципам гражданского права имеют юридическую силу. К ним можно отнести обязательства социального характера, в частности, трудоустройство выпускников и направление их на обучение в учреждения профессионального образования, благоустройство села, сохранение традиций, преемственности профессий. Особенность данной части партнерской деятельности заключается в том, что она имеет социальную направленность.
Условия договора обязательны для сторон в том случае, если они не противоречат действующему законодательству.  
Законодатель определяет договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ).
Не всегда принятые сторонами партнерские обязательства эти стороны могут выполнить, поскольку для их выполнения требуются соглашения с другими лицами, не являющимися сторонами данного договора. Например, обязательство школы о работе учащихся школы в производственных бригадах и о работе учениками комбайнеров на предприятии нереализуемо до тех пор, пока не будут заключены соответствующие соглашения с учащимися (их родителями). В трудовых правоотношениях надлежащей стороной трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ) может быть только сам работник. Такое же положение наблюдается и в случае благотворительной деятельности граждан в форме добровольческой работы: работа “на общественных началах” требует заключения договора, соглашения с добровольцем в соответствии с Федеральным законом от 11.08.95 № 135­ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”.
При составлении партнерского соглашения следует обращать внимание на такие формулировки, как: “Учреждение обязуется: …участвовать в благоустройстве,… принимать участие в работе питомника, в обработке и уборке посевных площадей…”. Из такой формулировки следует, что “принимать участие”, т. е. работать, будут обучающиеся. Но обучающиеся, как и школа, являются самостоятельными субъектами права и могут не дать своего согласия на работу, не предусмотренную программой обучения. Для выполнения принятого обязательства школа либо предприятие должны заключить договоры о добровольческой (безвозмездной) работе или оплачиваемой работе с обучающимися.
Следует особо отметить законодательный запрет на “принудительный труд”, к которому международное право, обязательства РФ и ТК РФ относят всякую работу под угрозой наказания, для выполнения которой лицо добровольно не предложило своих услуг. В связи с этим участие учеников сельских школ в сельскохозяйственном производстве часто вызывает сомнения в законности привлечения их к этой работе. Во избежание нарушений законодательства следует от каждого учащегося в индивидуальном порядке (но не от класса на классном собрании), а также от его родителей (законных представителей) получить письменное согласие на такую работу на тех или иных условиях (с оплатой или без оплаты). Работа несовершеннолетних допускается исключительно с соблюдением правил и нормирования, установленных трудовым законодательством и санитарными нормами. Это особые требования к продолжительности работы, к безопасности, запрет на допуск к отдельным видам работ в связи с требованиями безопасности и санитарными ограничениями.
Краткий анализ правоотношений, возникающих при организации социального партнерства сельских школ, свидетельствует о том, что договор о партнерстве имеет комплексный и сложный характер. По этим причинам в нем могут содержаться элементы других договоров, предусмотренных законодательством, а также условия договоров, не предусмотренных законодательством. Практически такой договор не может состоять из единого документа, принятого единовременно, и включает в себя значительное количество документов (приложения, протоколы, дополнительные соглашения и т. п.), подписываемых по мере исполнения договора.
В связи с особым характером договора о социальном партнерстве для юридического оформления партнерства рекомендуется: разработать подробный перспективный план сотрудничества, который служил бы концептуальной базой отношений сторон; согласовать план с заинтересованными организациями, органами местного самоуправления, представителями гражданского общества; составить проект общего рамочного договора и проекты отдельных дополнительных соглашений в соответствии с принятой в юридической практике структурой договоров; включить в рамочный договор ссылки на имеющиеся и возможные в будущем дополнительные соглашения и иные документы договорного характера; подписать общий рамочный договор о социальном партнерстве, включив в него основные положения плана сотрудничества в переложении на юридический язык, т. е. выделив из запланированных мероприятий обязанности и права сторон с указанием условий, порядка и сроков их исполнения.
 
 
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Комментарии

Комментарии

Оставить комментарий

Никто еще не прокомментировал эту статью, Вы можете стать первым
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Электронная система "Образование"
seminar_m.png
Профессиональные издания
Справочник руководителя образовательного учреждения
Управление начальной школой
Справочник педагога-психолога
Справочник педагога-психолога. Школа
Нормативные документы образовательного учреждения
Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах
Подготовка образовательного учреждения к проверке
Шаблоны документов образовательного учреждения. Рыба-диск
Топ-3

Подпишитесь на наши новости: