Главная → Тематический рубрикатор → Управление → Организация самоуправления

Проект "Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога"

Количество просмотров: 34655
Количество комментариев:  2

Введение

   Залогом профессионального успеха уже не могут
служить полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей
ориентироваться в огромном информационном
поле, умение самостоятельно находить решения
и их успешно реализовывать.
В.В.Путин, премьер-министр,
Председатель Правительства РФ

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив его роста.

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого учителя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

Актуальность исследования: Современная образовательная ситуация, характер системных изменений, особенно значимо проявляется в период смены образовательной парадигмы, в условиях перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации. Центральной проблемой образования становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагога.[1]Новые целевые установки заставляют акцентировать внимание на процессе самообразования учителя.

Новизна исследования заключается в том, что была сделана попытка разработать траекторию непрерывного образования и профессионального роста педагога.

Цель: Опираясь на анализ собственного управленческого опыта, анализ деятельности школы, на результаты научных исследований по проблеме самообразования, разработатьосновные подходы к управлению персоналом на этапе его обучения.

Задачи:

1. Наметить пути эффективного управления процессом профессионального роста педагога.

2. Обозначить основные направления работы менеджера по управлению персоналом.

3. Открыть новые возможности самообразования. Нацелить педагогов на творческий подъем и эффективную реализацию педагогических идей.

4. Осуществить диагностику критериев профессиональной деятельности педагогов.

5. Определить траекторию профессиональной ориентации педагога.

Отсюда выстраиваются задачи кадровой стратегии, в первую очередь - создание условий для постоянной возможности самообразования педагога, создание квалифицированного ядра кадров, которые применительно к сегодняшней ситуации в перспективе дадут возможность эффективного развития школы, формирования педагогического коллектива как команды единомышленников, поскольку качество образования достигаетсяинтеграцией действий и усилий всего учительского сообщества.

Гипотеза: Если обозначить концептуальные подходы к управлению персоналом на основе имеющегося теоретического опыта и практического исследования, то процесс управления самообразованием педагога выстроится на координационной и мотивационной основе, что обеспечит более определенное положение учителя в системе методической работы школы.

Методы исследования:

- теоретические (изучение вопросов практики управления персоналом в организации процесса самообразования);
- практические (анкетирование педагогов ОУ на предмет анализа ситуации, связанной с обучением и образованием состава персонала; анализ практической работы по осуществлению процесса самообразования педагогов школы);

Ожидаемые результаты: Если разработать и внедрить программу, создать условия для организации непрерывного образования педагогов, то это должно способствовать достаточно высокому уровню профессиональной компетентности педагогов, и возможно, готовности к инновационной деятельности.

Условия реализации:

- целостность и аналитичность в оценке педагога;
- индивидуально-ориентированный поход к учителю;
- мотивация педагогических работников;
- гуманность и демократичность взаимоотношений администрации и педагогов;
- непрерывное отслеживание результатов труда учителя и их оценка;
- дифференцированный подход к возможностям профессионального роста, личностного развития и самореализации разных категорий педагогов;

При подготовке работы был учтен опыт кадровой политики ряда российских и зарубежных компаний.

1 глава

Самообразование: сущность и характеристика процесса.

Совершенство представляет собой знание
человека о собственном несовершенстве
парадокс Августина

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности, так как субъектность педагога становится перспективой развития ученика.

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование.[2] Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие способностей и индивидуальности, которая осуществляется добровольно, управляется самим человеком и необходима для совершенствования каких-либо качеств. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество предъявляет, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен учиться еще и потому, что в глазах его учеников каждый год меняются временные этапы представлений об окружающем мире.

В чем заключается суть процесса самообразования? Каковы же его источники? Все источники знаний делятся на: способствующие личностному росту, и источники, определяющие профессиональный рост педагога. Личностный рост – это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей и индивидуальности работника. Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности. В целом – это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования деятельности педагога.

Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста учителя.

1 стадия: "выживание" (первый год работы);
2 стадия: "адаптация" (2 – 5 лет работы);
3 стадия: "зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).
4 стадия: "спад" (в зависимости от индивидуальности педагога)

Буфер обмена01.gif

Каждому из этих этапов присущи специфические черты педагога.[3] Так первый этап отмечен личными профессиональными затруднениями. Когда формируется представление о себе как об учителе, то возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности, а третий – возрастанием творческой потребности и активности. Это требует обобщения и анализа. Именно на этой стадии возможна организация исследовательской работы учителя по интересующим его проблемам. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступает самопознание и самоанализ деятельности. В первую очередь, это осознание педагогом своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Одновременно, это скрытый от непосредственного наблюдения, самоанализ, когда явления педагогической деятельности соотносятся учителем со своими действиями, что может привести и к творческому застою.

Необходимо определить условия, при которых процесс самообразования будет проходить более эффективно:

- когда реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- когда педагог владеет способами самоанализа педагогического опыта;

Если учитель понимает как позитивные, так и негативные стороны своей профессиональной деятельности, то он признает в определенной степени свое несовершенство и, следовательно, является открытым для изменения ситуации.

- когда педагог обладает способностью к рефлексии;

Практика работы с ним становится источником профессионального роста лишь тогда, когда она является объектом анализа педагога и руководителя, поскольку функции педагогического анализа – диагностическая, познавательная, самообразовательная - распознаются и тем и другим. Неотрефлексированная практика бесполезна и ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Поэтому рефлексия может осуществляться как процесс переживания и самоотчета индивида, так и коллективный, совместный поиск решения проблемы, например, на примере анализа освоения и применения педагогических технологий обучения.[4] Мы предлагаем методику оценки учителем собственных рефлексивных способностей:

- когда педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
- когда осуществляет взаимосвязь личностного и профессионального развития.

Это может быть программа профессионального развития педагога, включающая возможности исследовательской и поисковой деятельности.

Можно возразить, зачем и без того загруженному учителю, лишняя головная боль? Соединение личностных знаний и умений с профессиональными навыками – есть способ определения компетентности педагога, возможность и желание прогнозирования творчества и карьерного роста. К тому же без этих критериев учитель не может эффективно выстраивать процесс обучения и воспитания применительно к ученику.

Перечислим направления, в рамках которых, на наш взгляд, педагог должен заниматься самообразованием:

- профессиональное (теория преподавания предмета);
- психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
- информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы);
- коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);
- личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт);

Какова же область их приложения:

- посещение уроков коллег и участие в обмене опытом;
- периодический самоанализ профессиональной деятельности;
- постоянное совершенствование знаний в области классической и современной педагогики и психологии;
- повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры;

Поставим в конце списка многоточие, потому что креативный педагог дополнит его собственными направлениями. Это составляющие процесса самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессионализму учителя.

Формы самообразования можно условно разделить на две группы – индивидуальную и групповую. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, но руководитель методического объединения и структурный менеджер могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Формы самообразования

Буфер обмена02.gif

При этом необходимо учитывать пять основных мотивов поведения педагога: быть правым, произвести впечатление, не рисковать (не брать ответственность), избегать контроля, оценивать себя и остальных. Тогда в работе администратора действенным рычагом будут те стимулы, которые "подталкивают" педагога. К ним можно отнести:

1. Мотив самостоятельности в реализации себя в творческой деятельности.

Форма:
· открытие мастер-класса;
· возможность работы в автономном режиме;
· разработка авторской программы обучения;

2. Мотив личного развития

Форма:
· самообразование;
· профессиональный рост;
· карьерный рост;

3. Мотив самоутверждения

Форма:
· обобщение опыта;
· публикации;
· право на проведение семинаров, уроков для коллег;
· привлечение к планированию работы или руководству структурного подразделения ОУ;
· достижения социального успеха;

4. Мотив состязательности

Форма:
· выдвижение на престижные профессиональные конкурсы;
· присвоение званий, наград;
· признание коллег;

4. Мотив стабильности

Форма:
· выражение профессионального и общественного признания;
· стимулирующие выплаты;
· дополнительные оплачиваемые дни к отпуску;
· регулирование времени занятости;
· социальные программы;
· занятость в профессии;

Групповая форма в виде работы методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и другие, обеспечивающих обратную связь между результатами индивидуального самообразования учителя и повышением профессионализма всего педагогического коллектива. Среди современных форм самообразования можно назвать дистанционное обучение, получение консультативной помощи специалистами образовательных центров, факультетов послевузовской переподготовки высших учебных заведений. Мы полагаем, что это направление поможет удовлетворить потребности педагогов в самообразовании. Результатом этих и других видов деятельности является рефлексия приобретенного опыта, и на его основе, построение нового, субъектного опыта.

Определим составляющие потребностей и мотивов, побуждающих педагога:

1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, родительскому собранию, общешкольному мероприятию у учителя возникает необходимость поиска и анализа информации.

2. Желание творчества. Творческий учитель не может из года в год, по одному и тому же сценарию, давать одни и те же уроки. Обязательно появится желание - большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

3. Стремительный рост прогресса. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мироощущение, и очень часто, образ "не современного" учителя.

4. Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его хорошим или плохим работником. Плохим учителем быть обидно, хорошим – престижно.

5. Конкуренция. Не секрет, что многие родители приводят ребенка в школу к конкретному педагогу.

6. Материальное стимулирование. Материальная компенсация тех затрат, которые несет педагог в ходе своего профессионального роста.

Без этого, добиться чего-то невозможно. Каждая деятельность бессмысленна, если в результате ее не создается новый продукт или нет других достижений. Поэтому в личном плане педагога обязательно должен быть список результатов, достигнутых за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования:

- повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся;
- разработка новых форм, методов, приемов обучения;
- выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий;
- разработка и проведение открытых уроков;
- создание комплектов педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой теме;

Научить творчеству нельзя. Саморазвитие – признак профессионала высокого класса.

2 глава

Организация процесса самообразования
в практике управления персоналом МАОУ СОШ №122

Учитель учит – пока он учится сам

В условиях становления современного образовательного процесса, особое значение приобретают вопросы практического применения новых форм управления персоналом, осуществляя которые, структурный менеджер обеспечивает условия для производительного и эффективного труда педагогов, получения результатов, соответствующих целям школы. Эта деятельность – умение добиваться поставленных целей, осуществляя при этом расстановку кадров и учитывая мотивы поведения работников.

Результата можно достичь при условии, когда каждый педагог нацелен на результат, имеет мотивацию и соответствующий ему уровень квалификации. Отсюда вытекают задачи кадровой стратегии:[5]

- рекрутирование и ротация кадров;
- создание условий для постоянной возможности самообразования;
- формирование квалифицированного "запаса" кадров;
- разработка и применение различных форм стимулирования педагогов;
- рейтинговая оценка деятельности работников;

Управление качеством, основанное на концепции постоянных улучшений (изменений) формирует положительные тенденции в саморазвитии педагога, наращивании потенциала школы, привлечения новых ресурсов. Но значительные изменения требуют свежих решений. Поиск их в управлении качеством может осуществляться только в векторе современной стратегии управления персоналом.

В настоящее время необходимы новые подходы к организации методической работы в школе. Прежде всего, рассматривать учебно-методическую работу как одно из главных направлений кадрового управления персоналом. Важно понимать, что, создавая условия для повышения активности и инициативы педагогического коллектива, поощрения их творческих поисков, можно решать задачи повышения профессионализма работников, улучшения качества обучения и кадрового обеспечения школы, что в свою очередь, определяет эффективность и стабильность деятельности образовательного учреждения.

Основанием для деятельности заместителя директора по управлению персоналом должен стать современный подход к системе повышения квалификации педагогов. Поэтому менеджер по персоналу не только разрабатывает, осуществляет и контролирует совокупность средств, помогающих реализовать кадровую политику учреждения, но и несет ответственность за выполнение педагогами поставленных перед ними задач. 

Учебно-методическая работа

Кадровое управление персоналом

повышение профессионализма педагога
в условиях обновления содержания образования для улучшения качества обучения

обучение персонала

необходимость

кадровое обеспечение процесса
как условие функционирования и развития образовательной системы школы
тенденция:

развитие школы в условиях модернизации отрасли "Образование" г. Перми

- удовлетворенность педагогов результатами обучения;
- достижение поставленных целей;
- повышение профессионального статуса педагога;

 

 

 

стратегия

 - координация деятельности  педагогических работников;
- формирование мотивации;
- привлекательность профессии;

Цель: эффективность и стабильность деятельности
образовательного учреждения

Чем может быть обеспечена?                                         Возможные риски?

Анализ образовательной ситуации выявил некоторые тенденции в развитии школы.[6] Рассмотрим их. Определяя основные цели и задачи обучения персонала на этапе планирования своей профессиональной деятельности, мы видим, что показатели выстраиваются в четко определенной последовательности:

1. Готовность к обновлению…(66%);

2. Работа на развитие ОУ (выполнение новых задач - 51%);

3. Повышение профессиональной культуры педагога (48%);

4. Повышение собственного профессионального рейтинга (36%)

Это показатель иерархии целей как стратегии кадрового менеджмента, определяющий возможность и готовность педагогического коллектива к развитию.

Для успешной работы организации необходим подбор работников, способных по своим индивидуальным качествам и уровню квалификации обеспечить достижение целей организации. Поэтому требования к человеческому ресурсу тесно связаны со стратегией организации.[7]

Внешняя среда (государство, общество, родители)
Социальный заказ: изменение качества предоставляемой услуги

Буфер обмена03.gif

Внутренняя среда (изменение кадрового ресурса)

Потенциал личности педагога рассматривается как фактор повышения производительности труда, максимального раскрытия его возможностей на благо организации.

Одним из показателей педагогической культуры учителя является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности существующим положением, стремлении к росту, самосовершенствованию. Характеристика потребности педагогического коллектива в повышении профессиональных умений выявила положительную тенденцию его готовности к обучению (94%), а показатель запросов педагогов определил шкалу направлений: современные подходы в обучении (63%); технологии обучения (51%); мотивация учащихся (45%); применение ИКТ (30%); оценочный контроль (24%).[8]

Самообразование – это внутренняя самоорганизация педагога по усвоению опыта, направленная на собственное развитие. Особое место занимает и способность к рефлексивному осмыслению. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствоваться, потому что высокая мобильность, сложность и многогранность современного мира, требуют от педагога более практичных, разносторонних научных знаний, умений, навыков и подходов. Следует создать в коллективе условия, при которых у педагогов проявлялось бы ответственное отношение к своему профессиональному росту, особенно тогда, когда они знают, что от них обязательно потребуют результата. Правило ответственности делает сам процесс самообразования более качественным и результативным.

Решая проблему организации обучения в школе, мы искали формы, методы и критерии взаимодействия с педагогами, которые ставили бы учителя перед необходимостью повышения теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Такая цель вывела нас на организацию самообразовательной деятельности педагогов. Главной задачей, которой, является включение педагога в режим развития, одним из видов которого является самообразование. Поэтому одним из направлений деятельности менеджера по персоналу является отслеживание динамики профессионального мастерства учителя. Педагог должен чувствовать (и быть озабочен этим), что его подготовка и переподготовка заключаются не только в ответах на вопросы "что и как преподавать", но и в развитии у него исследовательских и практических способов деятельности, которые позволят ему оперативно и самостоятельно находить конкретные ответы в стремительно изменяющихся ситуациях. Диагностика результативности обучения педагогов показала, что приоритетным для них является:[9]

- приобретение новых знаний по методике преподавания…(60%);
- обмен и обобщение опыта …(51%);
- сформированность умений и навыков практической деятельности (33%);

Таким образом, процесс обучения и самообразования педагога становится принципиально творческим и приобретает непрерывность. При таком подходе к организации процесса необходимо соблюдать ряд принципов:

- гуманистичность и демократизм;
(осознанная свобода выбора педагогом содержания и форм самообразования)
- непрерывность;
(постоянство процесса самообразования)
- опережающий характер содержания обучения;
(ориентация не только на актуальные, но и прогнозируемые (инновационные) изменения в образовательном процессе)
- вариативность;
(разнообразие, гибкость подхода в содержании, методах, формах образования педагогов)
- дифференциация и индивидуализация обучения;
(учет реального уровня профессиональной подготовки и личностного развития педагога)

Для молодых специалистов – "вхождение в профессию", профессиональная адаптация (организационное сопровождение, консультирование, учебно-методическая помощь, тьюторское сопровождение, наставничество). Для учителя со стажем - создание условий для профессионального роста (работа в проектных и творческих группах, инновационная и исследовательская деятельность, обобщение опыта). Выбор форм, методов и видов организации методической работы при обучении педагогов на рабочем месте – исключительная прерогатива ОУ, планируемая и организуемая специалистом по управлению персоналом.[10]

Поэтому, основным этапом в деятельности педагога является разработка программы профессионального роста, которая в основе своей, имеет следующие принципы построения - прогностичность, оптимальность, реальность.[11]

Субъект деятельности

Содержание деятельности

Основные этапы работы

Содержание деятельности

Управленческая функция

Субъект управления

Педагог

Принятие решения о необходимости самоизменения

Самодиагнос-тика (проблемный анализ собственной деятельности и своих возможностей)

Изучение личного творческого плана педагога. Мониторинг. Консультация

Информационно- аналитическая

Менеджер по персоналу

Разработка программы самообразования

Формирование концепции:

Я в перспективе Мои достижения.

Мой карьерный рост.

Выбор стратегии саморазвития: чей педагогический опыт будет являться темой самобразования?

Программа развития МОУ СОШ №122

Конкретизация ближайших целей и ожидаемых результатов.

Определение этапов деятельности.

Информационно-

аналитическая

Работа по реализации программы

Определение конкретной темы самобразования

Составление плана действий по самообразованию.

Организационно- методическая

Индивидуальный план работы педагога

Контроль

Коррекция хода работы или самой программы

по необходимости

Определение перечня вопросов, которые оказались трудными в процессе работы. Что предстоит сделать по их преодолению.

Организационно- методическая

Самоанализ выполнения программы. Постановка новых целей и задач.

Самооценка роста

Трансляция опыта

Диагностика результата.

Организация обобщения опыта.

Определение дальнейших планов педагога по самообразованию.

Экспертно- диагностическая

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому процесс самообразования необходимо делать более гибким, адресным, сервисным. Вместе с тем, очень важно определение последовательности действий, постепенность и поэтапность решения задач.

Ни в коем случае не навязывать тем самообразования и жестко контролировать составление всевозможных планов и отчетов. Необходимо, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной, а в ряде случаев, и обременительной, отчетной документации (планы, выписки, справки, отчеты и т.д.) Самообразование для педагога – процесс творческий и не может быть жестко регламентирован. В личной беседе (консультации) с руководителем направления определяется, какая тема вызывает интерес у педагога или в чем он испытывает определенные трудности. Главное – убедить его в актуальности выбранной или предложенной им темы.

Данная программа должна быть стратегической в управлении персоналом и тактической в самообразовании педагога, при этом отражать ряд обязательных моментов:

1. Учитель должен уметь разрабатывать модифицированный вариант учебных программ; календарно-тематического планирования;

2. Учитель должен владеть технологией обучения, знать сущность, теоретическое обоснование, методы и приемы работы с учащимися.

3. Учитель должен уметь применять на практике новые приемы учебной деятельности, проводить самоанализ, оценивать результативность, осуществлять контроль за работой учащихся.

Таким образом, в практике работы учителя целесообразно применять такие подходы в управлении учебно-познавательной деятельности учащихся, когда при осуществлении процедуры контроля, ученики понимают содержание учебного материала и анализируют его. Это определяет новую позицию учителя (тьютора, консультанта, организатора), и что очень важно, деятельностный подход процесса обучения. Эту задачу мы ставим для себя сегодня и на перспективу.[12]

На основании этого целесообразно оказывать постоянную помощь в разработке индивидуального плана развития педагога.[13]

Ф.И.О. педагога

Разделы плана

Содержание деятельности

Время работы

Итоги работы

Результат и самооценка

Разработка программно-методического обеспечения

Составление календарно-тематического планирования

Текущий учебный год

Взаимопосещение уроков

Участие

в процедуре анализа урока

Выступление на методическом объединении, конференции

Обобщение результатов работы

Участие в системе методической работы школы

Собственная картотека по исследуемой проблеме

В течение 3 – 5 лет

Открытые уроки, педсо-веты, апро-бация учебных комплексов, аттестация.

Выстраивание траектории профессионального и карьерного роста

*** (Выбор граф таблицы - условный. Учитель может изменить их по своему усмотрению)

Следующим этапом является работапореализации плана, в ходе которой у учителя могут возникнуть затруднения. Поэтому он должен иметь гарантии в получении квалифицированной помощи от администрации. Это вносит по ходу работы коррективы, исходя из практических результатов и иных способов деятельности педагога. Завершается процесс анализом и самооценкой учителя, оформлением материалов в свою методическую копилку.

Это начало формирования профессионального портфолио педагога, что буквально означает "папка специалиста", которая содержит многообразную информацию приобретенного опыта и достижений учителя, формирующих рефлексию его деятельности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: деловой (профессиональной), социальной, коммуникативной. Педагогическая философия портфолио - перенос педагогического акцента самообразования учителя на оценивание результатов его работы, характер творческого и профессионального роста. Он может являться не только современной, эффективной формой оценивания, но и помогает решать вопрос о мотивации педагога за счет стимулирования его профессиональной самостоятельности и активности. Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления достижений педагога, правомерно применять его и как форму индивидуальной траектории учителя, потому что портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога и составить объективное мнение о его профессиональной деятельности.

Структура творческого досье учителя может быть разнообразной в зависимости от индивидуальности работника, но унифицированной по форме в рамках ОУ или банка данных городского образовательного пространства.

Портфолио может рассматриваться как метод "…оценки уровня профессиональной компетентности учителя…" и форма прохождения аттестации.[14]

В самом общем виде портфолио может быть оформлен файловой папкой (или электронным вариантом) и включать:

- методический раздел;
(результаты работы по методической теме, теме самообразования)
- публикации;
(статьи, тезисы выступлений, доклады, презентации)
- сертификаты достижений педагога;
(наиболее значимые сертификаты, грамоты, дипломы)
- результаты работы;
(лучшие наработки уроков, мероприятий, дидактические и методические материалы)
- диагностика успешности;
(анализ работы, результаты анкетирования родителей, характеристика, резюме педагога, подготовленное с оценкой собственных профессиональных достижений)

Одним из современных подходов к профессиональному портфолио педагога может быть оценка его как пакета инвестиций – предложений, демонстрирующих умение учителя презентовать свои образовательные услуги с учетом интересов потребителей. Это может стимулировать активность педагога, повышать его конкурентноспособность, обеспечивать дополнительный рост материального положения, и что самое главное, удержать работника в отрасли.

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, заниматься самообразованием? Чтобы не отстать от времени педагог должен постоянно совершенствоваться. Но всегда ли он понимает необходимость этого шага!? Способность к самообразованию не появляется у учителя вместе с дипломом ВУЗа. Она определяется психологическими особенностями и интеллектуальными способностями педагога, и не в меньшей степени, желанием проявит себя, получить положительную оценку в глазах коллег. Однако как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реален на практике.

Самообразование продолжает оставаться наиболее трудно реализуемой задачей. Педагоги до сих пор не понимают, зачем они учатся. Парадокс ситуации состоит в том, что осознание необходимости быть профессионалом, сталкивается с внутренним непониманием того, что вкладывается в это понятие, или еще хуже, игнорированием этого понимания из-за нежелания педагога. Хотя все знают, что учительская профессия требует постоянного саморазвития и совершенствования деловых, личностных качеств.

Причины, которые чаще всего называют учителя – это недостаток времени (57%), низкий уровень заработной платы (57%) и оценки труда учителя обществом (51%).[15]

Определим составляющие потребности, побуждающие учителя к самообразованию:

- морально-психологические;
- материальные;
- мотивационные;

Они соответствуют отношению работника к своим профессиональным обязанностям и определяются путем регулирования оплаты труда и других стимулирующих выплат.[16] Процесс самообразования – это постоянное стимулирование педагогической инициативы. Среди факторов, мотивирующих профессиональный рост педагога можно выделить не только формы прямого материального стимулирования (66%), но и интерес к работе (60%), самообразование(51%), пример и влияние коллег (36%).[17]

Идеальным вариантом педагогического мастерства будет являться постепенный переход самообразовательного познания, желания и умения учиться к саморегулирующей деятельности, являющейся постоянной потребностью педагога, что свидетельствует о достижении оптимального результата в процессе управления персонала. В конечном счете – более высокий уровень учебно-воспитательного процесса, осуществляемого данным образовательным учреждением. Таким образом, в основу профессионального подхода к процессу самообразования педагога должен быть положен системный, личностно-ориентированный, деятельностный подход, позволяющий преодолеть ограниченность традиционной репродуктивно обезличенной подготовки учителя.

Заключение

Сегодня школа не может развиваться никаким иным способом, кроме как создавая и осваивая новую практику образования, обеспечивая "…компетентностный подход и результат обучения…"[18] Поэтому необходимы новые подходы к организации методической работы с кадрами. Основанием ее должна стать система повышения квалификации педагогов, которая "…позволит эффективно использовать человеческий потенциал, создать условия для самореализации педагогических работников.., достичь качества образования нового уровня…"[19] При этом перед учителем встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития. Они существенно обуславливают успешность профессиональной педагогической деятельности, что является необходимым условием образования и самообразования педагога, формируют систему ценностей в процессе взаимодействия педагога и образовательной среды ОУ.[20] Достижение необходимого уровня профессионализма требует реализации деятельностного подхода к обучению педагогов и обеспечения практической направленности его содержания. Таким образом, самообразование становится одним из источников профессионального роста учителя. Педагогу необходимо усвоить конструктивные навыки своей деятельности через самоанализ урока, педагогических ситуаций, что способствует повышению его ответственности за свои результаты. Самообразование становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой оно является объектом рефлексии (самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида). Современную школу создает учитель творческого типа, способный к реализации своих потенциальных возможностей, приоритетом которого является внутренняя, содержательная мотивация. Самообразование, и как следствие, профессиональный рост педагога становятся основой для эффективного педагогического труда и помогает значительно повысить качество образования в школе.

Список литературы

1. Программа развития образовательной системы г.Перми до 2010 г.
2. Проект "Каскадно-цикличная модель обучения и развития работников отрасли "Образование" г. Перми
3. Проект кадровой политики отрасли "Образование" г. Перми
4. Образовательная программа МОУ "Средняя общеобразовательная школа №122 с углубленным изучением иностранных языков"
5. Программа развития МОУ "Средняя общеобразовательная школа №122 с углубленным изучением иностранных языков"
6. Галенко В.П. Страхова О.А. Как эффективно управлять организацией, М., 2003
7. Гребенкина Л.К. Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы, М., 2000
8. Даутова О.Б. Христофоров С.В. Инновации и образование, СПб, 2003
9. Зверева В.И. Организационно - педагогическая деятельность руководителя школы, М., 1997
10. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление, М., 1993
11. Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы М., 1995
12. Маркова А.К. Психология труда учителя, М., 1993
13. Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал, М., 1997
14. Травин В.В. Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента, М., 1995
15. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией, М., 2000
16. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента, М., 2000
17. Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой, М., 1995
18. Швальбе Б. Швальбе Х. Личность, карьера, успех (психология бизнеса) М., 1993
19. "Концепция новой системы повышения квалификации", журнал "Умный", Министерства образования Пермского края, № 10, декабрь 2008 г.
20. "Символика наших ценностей и нашего поведения", журнал "Директор школы", № 4, 2000 г.

Приложение

Буфер обмена02.gif

Буфер обмена03.gif 

Буфер обмена04.gif

Буфер обмена05.gif

Буфер обмена01.gif

образец Буфер обмена01.gif

Индивидуальный план методической работы
педагога _______________________

МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №122"

  1. Предмет ___________________
  2. Квалификационная категория _____________
  3. Планируемая тема самообразования:

Учебно-методическая

Учебно-исследовательская

(по предмету)

  1. Формы организации учебных занятий:

- классно – урочная __________________________________________________

- лекционно – семинарская ____________________________________________

____________________________________________________________________

5. Типология урока:

· Классический урок

- урок закрепления знаний, умений, навыков ____________________________

- урок самостоятельной работы _______________________________________

- урок практической работы __________________________________________

- комбинированный урок _____________________________________________

- повторительно-обобщающий урок ___________________________________

- вводный урок _____________________________________________________

Нетрадиционный урок

- урок/диспут ______________________________________________________

- урок/зачет _______________________________________________________

- урок/спектакль ____________________________________________________

- урок/конкурс _____________________________________________________

- урок проектных заданий ___________________________________________

- урок/конференция _________________________________________________

- интегрированный урок _____________________________________________

- урок/игра _________________________________________________________

- урок/сказка _______________________________________________________

- урок/путешествие __________________________________________________

- аукцион знаний ____________________________________________________

6. Формы работы:

- индивидуальная ____________________________________________________

- экспериментальная ________________________________________________

- творческая _______________________________________________________

- проблемная ______________________________________________________

  1. Применяемые приемы и методы:

Преобладающий метод ________________________________________________

- репродуктивные _____________________________________________________

- проблемно-поисковые ________________________________________________

- учебно-исследовательские _____________________________________________

- презентационные ____________________________________________________

- проектные __________________________________________________________

8. Технология обучения: ______________________________________________

9. Формы обобщения и презентации опыта:

- заседания методического объединения _________________________________

- педагогические советы ______________________________________________

- методические семинары ______________________________________________

- научно-методическая конференция ____________________________________

- открытые уроки _____________________________________________________

- открытые внеклассные мероприятия ____________________________________

- педагогические конференции _________________________________________

- папка личных достижений __________________________________________

- профессиональные конкурсы ________________________________________

10. Уровень обобщения и презентации опыта:

- методическое объединение ___________________________________________

- образовательное учреждение ________________________________________

- район _____________________________________________________________

- город _____________________________________________________________

- край _______________________________________________________________

- федеральный центр __________________________________________________

Рекомендации:

(заполняется заместителем директора по направлению)

______________________________________________________________________

образец

Информационно-аналитическая карта

Результат учебной деятельности

МО учителей _____________________
по направлениям работы за ________г.

Ф.И.О.

педагога

Основные направления деятельности

(оценка по баллам)

1.Результаты учебной деятельности:

-контрольные срезы знаний учащихся;

-итоги промежуточной аттестации;

-результаты итоговой аттестации;

-успешная реализация программ факультативов;

-использование в системе

ИКТ на уроке;

-участники (победители) предметных олимпиад, конкурсов, конференций;

2.Учебно-методическая работа:

-учебно

методический и дидактический комплекс;

-используемые образовательные технологии;

-инновационная деятельность;

-публикации в периодической печати;

-участие в профессио-нальных конкурсах;

-открытые уроки;

-выступления на городских конференциях;

- научно-методическая конференция;

-участие в предметных неделях;

-активное участие в работе РМО;

3.Социально-значимые проекты:

-участие в социальных проектах, грантах, конкурсах;

-культурно/

массовая

(внеклассная)

работа;

-физкультурно/

оздоровительная

работа;

4.Другое:

ИТОГО:

(баллов)

Руководитель МО учителей _____________________________

_______________________ _____________________________

(Ф.И.О.) (подпись)

"___" _________________ 20 … г.

образец

Карта профессионального роста педагога

Сведения об учителе:

· Ф.И.О. _________________________ год рождения ___________

· Образование _____________________________________________

· Предмет преподавания ____________________________________

Критерий роста

(по годам)

Стаж работы

Курсы повышения квалификации

Аттестация

1.Учебная деятельность

Качество обучения

по предмету:

-итоговая аттестация;

- ЕГЭ;

- ЕМТ;

Результаты предметных олимпиад:

- муниципальный;

- городской;

- краевой;

Учебно-исследовательская конференция:

- муниципальный;

- городской;

- краевой;

Освоение современных педтехнологий:

- изучение;

- внедрение;

- обобщение;

2. Работа по обновлению содержания образования

Разработка программ:

- авторские;

- адаптивные;

Апробация УМК, учебников, пособий

Разработка материалов к уроку:

- дидактические;

- методические;

- другие;

3. Научно-методическая работа

Тема по самообразованию

Участие:

- м/семинар;

- педсовет;

- нм/конференция;

4. Обобщение и распространение опыта

Открытые уроки:

- школа;

- район;

- город;

- край;

Профессиональные конкурсы

Педагогические

конференции

Публикации в:

-научный сборник;

-методич. журнал;

Другое

Пупырев С.И., зам. директора
по управлению персоналом  и научно-методической работе,
МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 122
с углубленным изучением иностранного языка"
г. Пермь, Пермский край


[1] Доклад министра образования Пермского края Н.Я.Карпушина: «Результативность и проблема реализации КПМО в Пермском крае», 2008 г.
[2] О.Б.Даутова, С.В.Христофоров. Инновации и образование, СПб, 2003, с.309, 317.
[3] Авторский подход к проектированию обучения и саморазвития педагога (уточн.)
[4] см. приложение
[5] см. приложение: Диаграмма анализа кадрового состава и обучения персонала МОУ СОШ №122
[6] см. приложение: Диаграмма анализа кадрового состава и обучения персонала МОУ СОШ №122
[7] Концепция модернизационных изменений в системе образования г.Перми до 2010 г., п.1.3.
[8] см. приложение: Диаграмма анализа кадрового состава и обучения персонала МОУ СОШ №122
[9] См. приложение
[10] Проект кадровой политики в отрасли «Образование» г. Перми. п.1.4.2.
[11] Авторский подход (уточн.)
[12] Материалы научно-методической конференции педагогов МОУ СОШ №122, «Общепедагогический аспект управления учебно-познавательной деятельности учащихся», 2008 г.
[13] Авторский подход (уточн.)
[14] Министерство образования Пермского края, «О региональных вариативных формах аттестации педагогических кадров», 11.09.2008 г.
[15] см. приложение: Диаграмма анализа кадрового состава и обучения персонала МОУ СОШ №122
[16] Положение о рейтинговой оценке персонала МОУ СОШ №122
[17] см. приложение: Диаграмма анализа кадрового состава и обучения персонала МОУ СОШ №122
[18] Программа развития образовательной системы г.Перми до 2010 г., с.39
[19] Проект «Каскадно-цикличная модель обучения и развития работников отрасли «Образование» г. Перми, 2008 г.
[20] там же

(Голосов: 13, Рейтинг: 4.1)
Комментарии

Перейти к обсуждению на форуме >>

Комментарии

Оставить комментарий

valeeva.gulnur2012@yandex.ru 28.11.2012 00:27:13
Замечательный материал!!! Я его использовала на педсовете, немного изменила, добавила из своего опыта работы и получилось очень неплохое выступление. Спасибо за ваш труд!!!
amosowa.katia2013 18.02.2014 11:06:03
Толково и умно рассмотрена проблема самообразования педагога. Взяла на заметку Ваш материал. Спасибо!
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Электронная система "Образование"
seminar_m.png
Профессиональные издания
Справочник руководителя образовательного учреждения
Управление начальной школой
Справочник педагога-психолога
Справочник педагога-психолога. Школа
Нормативные документы образовательного учреждения
Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах
Подготовка образовательного учреждения к проверке
Шаблоны документов образовательного учреждения. Рыба-диск

Подпишитесь на наши новости: