Создание безопасных условий для организации учебного процесса

7900

Полгода назад меня назначили заместителем руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности. Каковы его основные обязанности?

Как правило, на должность заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, опыт руководящей работы или стаж службы не менее 3 лет в государственных правоохранительных структурах, прошедших дополнительное обучение по специальной программе "Безопасность образовательного учреждения".
Обязанности заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности завися от особенностей, специфики и характера образовательного учреждения, а также от направлений обеспечения безопасности, возложенных на него руководителем образовательного учреждения.
Во всех случаях, в первую очередь заместитель руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности отвечает за организацию взаимодействия с территориальными органами внутренних дел, органами и подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой безопасности, муниципальным органом управления образованием, другими органами и организациями, осуществляющие решение вопросов в интересах образовательного учреждения. Это обусловлено тем, что образовательные учреждения не располагаю силами и средствами для выполнения задач обеспечения безопасности. В этом случае задача заместителя руководителя образовательного учреждения состоит в организации тесного взаимодействия с вышеперечисленными структурами.

По опыту работы заместителей руководителей образовательных учреждений по обеспечению безопасности в Московской области возлагается:

  • организация антитеррористической защищенности образовательного учреждения;
  • организация физической охраны и контрольно-пропускного режима;
  • организация и обучение учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных и опасных ситуациях;
  • разработка документов и инструкций по действиям учащихся и педагогов в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, в рамках своей компетенции.

Кроме того, заместитель руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности участвует:

  • в проведении мероприятий обеспечения пожарной безопасности;
  • в организации мероприятий по гражданской обороне и защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • в организации охраны труда и электробезопасности;
  • в организации инженерной укрепленности и оборудовании образовательного учреждения техническими средствами безопасности.
  • в обеспечении информационной безопасности образовательного учреждения.

В целом, круг обязанностей заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности определяется его должностной инструкцией.

Вблизи образовательного учреждения открыли палатку, торгующую алкоголем и сигаретами. На каком удалении от образовательного учреждения должны размещаться такие магазины?

Торговля табачной и алкогольной продукцией запрещена в детских, учебных, культурных и лечебных учреждениях. Кроме того, организации осуществляющие продажу данных изделий (кафе, магазины, киоски), должны располагаться не ближе 100 м от образовательного учреждения.

Данные правила установлены Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 № 987 и Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей №0100/4244-05-32.
Если данные нормативы не соблюдены, необходимо обратиться в местные органы власти или подать заявление в Роспотребназор.

Во всех случаях, при нарушении нормативных требований необходимо добиться выполнения этих требований.

В нашем образовательном учреждении идет подготовка к установке системы оповещения о пожаре. Какие нормативные документы регламентируют порядок ее установки? Каковы основные требования и на что следует обратить внимание при установке системы.

Технические решения, принятые при разработке и реализации проекта должны соответствовать требованиям противопожарных, экологических, санитарно-гигиенических норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивать безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочим проектом мероприятий.

При разработке и реализации проекта системы оповещения о пожаре в помещениях образовательного учреждения следует обратить внимание на следующие нормативные документы:

  • ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации;
  • НПБ 88-2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования;
  • НПБ 104-03. Проектирование систем оповещения людей при пожаре в зданиях и сооружениях;
  • НПБ 77-98. Технические средства оповещения и управления эвакуацией. Ощие технические требования. Методы испытаний;
  • СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы;
  • ГОСТ 21.101-97. Основные требования к проектной и рабочей документации.

При разработке и утверждении проектно-сметной документации следует обратить особое внимание на выполнение системой оповещения о пожаре следующих функций:

  • первоочередное оповещение персонала и учащихся о пожаре;
  • подача звуковых и световых сигналов во все помещения объекта оповещения с постоянным или временным пребыванием;
  • трансляцию текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действий;
  • сопряжение с системой оповещения гражданской обороны.

Особое внимание следует уделить вопросам контроля при проведении монтажных работ. Опыт и практика показали, что в ходе организации контроля целесообразно осуществить следующий комплекс мероприятий:

  • усилить организацию и выполнение контрольно-пропускного режима, а также за перемещением работников подрядной организации в здании образовательного учреждения;
  • определить круг лиц подрядной организации и способы экстренной связи с ними для экстренного решения вопросов;
  • провести инструктаж работников подрядной организации по соблюдению внутреннего распорядка;
  • предоставить место работникам подрядной организации для размещения оборудования, инструментов и рабочей одежды;
  • своевременно выявлять и пресекать возможные условия несанкционированного проникновения посторонних лиц, запрещенных предметов в здание образовательного учреждения, незаконного выноса материальных ценностей;
  • потребовать от подрядной организации график выполнения работ;
  • определить порядок оценки выполнения договорных обязательств подрядной организации.

В ходе осуществления контроля, за проведением монтажных работ могут быть использованы следующие способы:

  • На основании списка монтажников, осуществляющих проведение работ, вести учет времени их нахождения в здании образовательного учреждения.
  • На основании графика проведения работ контролировать ход их выполнения.
  • Периодически осуществлять осмотр смонтированных распределительных коробок, щитов, наиболее уязвимых мест жизнеобеспечения образовательного учреждения.
  • Отслеживать соответствие прокладки и качества коммуникационных линий проекту.
  • Уточнять вносимые в проект изменения в ходе монтажных работ и осуществлять их согласование.

Осуществление перечисленных мероприятий и точное соблюдение требований нормативных документов позволит избежать серьезных ошибок, правильно спроектировать, смонтировать и ввести в эксплуатацию систему оповещения о пожаре. Вышеперечисленные мероприятия не являются исчерпывающими, они могут дополняться расширяться в зависимости от особенностей образовательного учреждения.

Недавно меня назначили ответственным за пожарную безопасность в образовательном учреждении. Какие нормативные документы регламентируют правила пожарной безопасности и на что следует обратить внимание при разработке документов образовательного учреждения?

Основными нормативными документами, регламентирующими правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях Российской Федерации, являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности";
  • приказ МЧС России от 18.06.2003 №313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации";
  • приказ Госкомобразования СССР от 04.07.1989 №541 "О введении в действие правил пожарной безопасности" (Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений);
  • письмо Минобрнауки России от 27.11.2006 №АС-1370/06 "Об усилении мер противопожарного режима в образовательных учреждения";
  • приказ МЧС России от 16.03.2007 №140 "Об утверждении инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения".

На основании законодательных и нормативно-правовых документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики образовательного учреждения, для обеспечения его пожарной безопасности разрабатываются документы образовательного учреждения. Особое внимание следует обратить на приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность.

В приказе указывается: ответственный за пожарную безопасность образовательного учреждения, ответственные лица в кабинетах, группе продленного дня, ночное время, устанавливается противопожарный режим.

Осуществляю переработку положения о контрольно-пропускном режиме. Какие вопросы следует отразить в данном положении?

Положение о контрольно-пропускном режиме, как правило, разрабатывается на основе типового положения. В частности, в Московской области основным документом, регламентирующим организацию контрольно-пропускного режима, является приложение №3 "Типовое положение о контрольно-пропускном режиме в образовательном учреждении" к письму Министерства образования Московской области от 24.09.2004 №4483-01/09.

При разработке положения в первую очередь надо обратить внимание на следующие вопросы: с какой целью устанавливается контрольно-пропускной режим; кто его устанавливает и кто осуществляет, полномочия сторон; на кого и как распространяются требования контрольно-пропускного режима.
Кроме того, в положении должны быть отражены вопросы: порядка пропуска учащихся, педагогов, посетителей, родителей, членов кружков и секций, автотранспортных средств. При этом должен быть определен порядок допуска в период учебного процесса, в выходные, праздничные дни, во время школьных каникул. Учет данных особенностей позволит исключить возможность проникновения посторонних лиц и запрещенных предметов в здание образовательного учреждения.

Какие документы по пожарной безопасности представляются комиссии при проверке образовательного учреждения к началу учебного года?

В соответствии с пунктом 137 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации здания образовательных учреждений перед началом учебного года должны быть приняты соответствующими комиссиями.

При приеме образовательного учреждения комиссии представляются следующие документы:

  • приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность;
  • инструкция о мерах пожарной безопасности в здании и на территории образовательного учреждения;
  • инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности;
  • план действий администрации и работников образовательного учреждения в случае пожара;
  • памятка о мерах пожарной безопасности;
  • журнал регистрации вводного противопожарного инструктажа;
  • журнал регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте;
  • журнал учета первичных средств пожаротушения;
  • договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации;
  • акт проверки работоспособности системы оповещения о пожаре;
  • акт проверки наличия и исправности первичных средств пожаротушения;
  • акт о замере сопротивления изоляции;
  • акт проверки внутреннего противопожарного водопровода;
  • акт огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака;
  • свидетельство об обучении пожарно-техническому минимуму руководителя образовательного учреждения и ответственного за пожарную безопасность.

Подробнее об инженерно-технических средствах безопасности ОУ читайте в журнале "Нормативные документы образовательного учреждения" №1-2008



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль