Фрукты в номенклатуре продуктов питания

10299

Н.М. Портнов, руководитель проекта "1С:Дошкольное питание"

О.К. Смирнова, диетсестра детского сада № 1982 Северо-Западного учебного округа Москвы

Фрукты в детском питании являются важнейшим источником витаминов, сахаридов, пищевых волокон, микроэлементов. При обязательной для коллективного детского питания основанности на диетологическом подходе фрукты являются главным "безопасным" лакомством для детей, в то время как потребление конфет и сладких кондитерских изделий, по мнению диетологов, должно строго нормироваться.

Обязательность фруктов в рационе зафиксирована официальными "Санитарными правилами" [1] и "Методическими рекомендациями" [2], СанПиН 2.4.1.1249-03 установил норму потребления 150–300 г/день для возраста  3–7 лет и 130–250 г/день для возраста от 1.5 до 3 лет.

Требование присутствия фруктов в детском рационе настолько очевидно, что мы даже не будем его обсуждать, а сосредоточимся далее на конкретных деталях исполнения этой задачи.

Для оценки фактической ситуации мы в июне-июле 2010 года мы побеседовали с сотрудниками, непосредственно участвующими в заказе фруктов, в детских садах разных районов Москвы [3]. Ниже приведена итоговая статистика опроса.

1. Какие виды фруктов вы фактически заказывали?

Наименования фруктов

Фактически заказывали и получали в 2009-10 гг

Отказы-вает ли поставщик по сезонным соображе-ниям

Если не заказываете, по какой причине

Плохое качество (порченые, незрелые)

Требуют много времени на обра-ботку

Дети не едят

Постав-щик отка-зывает

Доро-го

Сущест-вует запрет (гос-контракт, Рос-потреб-надзор)

Опаса-емся давать детям: аллер-гия

Опаса-емся давать: подавятся

Яблоки

100%

 

2%

 

 

 

 

 

 

 

Груши

98%

3%

2%

 

 

3%

3%

 

 

 

Апельсины

78%

2%

3%

 

 

 

 

 

2%

2%

Мандарины

67%

3%

3%

2%

 

3%

2%

 

3%

2%

Персики

12%

7%

3%

 

 

2%

22%

3%

2%

5%

Сливы

9%

5%

2%

2%

2%

3%

2%

2%

 

14%

Вишня (черешня)

21%

7%

2%

2%

2%

3%

12%

3%

2%

9%

Банан

95%

3%

9%

2%

 

 

2%

 

 

 

Киви

83%

3%

3%

2%

2%

5%

3%

3%

7%

 

Виноград

71%

3%

5%

2%

2%

3%

14%

2%

3%

2%

Абрикосы

12%

7%

 

 

2%

3%

17%

3%

 

2%

Клубника, земляника

10%

9%

 

 

2%

2%

17%

5%

21%

 

2. Ваши соображения по частоте использования фруктов в меню

Наименования фруктов

Частота использования фруктов в меню

без ограничений

раз в месяц и реже (для разнообразия)

вообще нельзя давать

Яблоки

97%

2%

Груши

81%

10%

Апельсины

22%

24%

2%

Мандарины

17%

31%

2%

Персики

9%

31%

9%

Сливы

2%

29%

10%

Вишня (черешня)

14%

17%

17%

Банан

50%

22%

2%

Киви

40%

19%

3%

Виноград

19%

33%

9%

Абрикосы

2%

34%

3%

Клубника, земляника

2%

28%

17%

3. Заказываете ли вы калиброванные фрукты?

4. Как вы учитываете вес одного фрукта?

Заказываем

12%

делаем контрольный завес на полное количество фруктов

22%

заказываем, но поставщик отказывает в поставке

3%

делаем контрольный завес на партию фруктов в 3–5 кг

0%

не знаю, что это такое

84%

выдаем весом в группу, там нянечки режут при необходимости

36%

режем на пищеблоке

41%

Результаты опроса показывают: в практической работе явно выделяются "основные фрукты", которые можно давать ежедневно и "фрукты для разнообразия". Разделение основано на отсутствии аллергических реакций [4] и удобстве использования (хранения, первичной кулинарной обработки). К фруктам "ежедневного потребления" относятся яблоки и груши. Остальные фрукты используют для обогащения ассортимента.

Недостаток систематического образования по товароведению продуктов для коллективного детского питания приводит к тому, что решение вопроса выбора "неосновных" фруктов является скорее искусством, чем ремеслом. В этих условиях понятно желание подстраховаться даже на самый редкий случай. Например, многие сотрудники пищеблоков не хотят давать детям фрукты с косточками, хотя дома дети запросто едят эти фрукты. В результате многие фрукты вытесняются из рациона лишь на основании мифологических представлений. Не скроем, что формулировки "нельзя давать", "существуют запреты" были включены нами в анкету как провокация, предложение к размышлению и дискуссии. И мы благодарим коллег за откровенное выражение своих сомнений, пусть и безосновательных, ведь только признание проблемы дает возможность начать приступить к ее решению.

Созданию некоторых мифов способствуют неточности некоторых официальных документов. Например, принятый в 2003 году СанПиН 2.4.1.1249 содержит Приложение 11 "Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков организованных коллективов", где указан конкретный узкий перечень фруктов: "яблоки, груши, бананы, ягоды (за исключением клубники); апельсины, мандарины, лимоны; тропические фрукты (манго, киви, гуава и др.)". Отметим, что никто из опрошенных не вспомнил об этом перечне. Консультации у диетологов также не прояснили причин возможного запрета на персики, сливы и другие фрукты, не содержит пояснений и сам документ. Упущение это или перестраховка – остается только гадать. Заметим, что аналогичный СанПиН 2.4.5.2409, выпущенный позднее, в 2008 году, уже не содержит подобных формулировок. К счастью, московский Департамент образования и Роспотребнадзор принятием в 2007 году более конкретных "Методических указаний по питанию в ДОУ" устранили эту коллизию, дав более четкие и грамотные формулировки, а официально опубликованная в 2010 году "Номенклатура продуктов" [5] закрепила конкретный перечень рекомендованных фруктов.

В современных условиях продовольственного рынка Москвы мифом стал и сам термин "фрукты в зависимости от сезонного наличия", по инерции до сих пор встречающийся в типовых рационах, поскольку все вышеперечисленные фрукты доступны круглосуточно, а анализ динамики цен показывает их устойчивость.

Удобство хранения и первичной кулинарной обработки оказалось одним из самых важных факторов при заказе фруктов. Ведь фрукты для питания в понедельник привозят еще в пятницу, а на мойку и переборку винограда и других мелких ягод, особенно не самых высших кондиций, требуется больше времени, чем на мойку яблок или груш. И видимо, прежде всего соображения удобства, а вовсе не аллергенность, закрывают клубнике путь на пищеблок детсада. Однако нельзя просто обвинять сотрудников пищеблока в нежелании лишний раз поработать, ведь с удобством обработки всегда соседствует и само качество фруктов: спелость, отсутствие порчи, чистота (незагрязненность). Тщательная переборка и мытье винограда и клубники требуется еще и потому, что поступают они не всегда чистые и без гнили.

Малейшие отступления от правил транспортировки и хранения увеличивают долю порченных фруктов. Чтобы уменьшить потери от порчи, поставщики предпочитают менее спелые плоды. А "наученный жизнью" кладовщик, получив недозрелые фрукты, даст им дозреть несколько дней, ведь если будешь "вредничать" с поставщиком, то вообще можешь без фруктов остаться, а детей кормить надо.

Но ведь должна же быть у этого "искусства" разумная альтернатива? Существуют, например, стандарты, описывающие требования к фруктам. Ниже, в разделе "Литература", приведены названия ГОСТов по фруктам. Для примера посмотрим стандарт по яблокам ГОСТ 21122-75 "Яблоки свежие поздних сроков созревания. Технические условия" [6]. Здесь указан перечень сортов яблок, описаны требования к каждому сорту от высшего до третьего. В пункте 2.5 указано, что загнивающие фрукты не допускаются (даже в третьем сорте). Однако простых и ясных иллюстраций, как должны (и не должны) выглядеть фрукты, в этом документе нет. Почему? Ведь это же стандарт, созданный для того чтобы все им пользовались?! Пункты, начиная с 3.2, дают разгадку – этот документ предназначен для оптовой торговли сотнями ящиков и вагонами, а вовсе не для одиночных пищеблоков, заказывающих совсем небольшие партии от 10 до 30 кг. Нет в документе признаков доброкачественности при приемке продуктов от оптовой торговли после хранения в течение нескольких месяцев. Это ограничивает полезность официальных ГОСТов. Однако же существуют и "иллюстрированные стандарты". Международная Организация по экономическому сотрудничеству и развитию опубликовала целую серию книг "Международные стандарты для фруктов и овощей" [7]. Так, стандарт по грушам содержит более 50 страниц иллюстраций, показывающих вид здоровых плодов и различных дефектов. Надеюсь, что переводы этих изданий будут доступны и нашим читателям. Хотя даже ознакомление с действующими ныне официально утвержденными ГОСТами позволит начать работу с поставщиком на цивилизованной основе.

При использование свежих фруктов в коллективном детском питании мы ежедневно сталкиваемся с проблемой порционирования. В разрабатываемом заранее плановом типовом меню вес фруктов указан исходя из норм потребления. Конкретный вес отдельного фрукта отличается от этого планового значения каждый день. Как быть: резать фрукты? Или менять выход блюда "Фрукты"? Нормативные документы требуют указывать выход блюда в меню для потребителей (неправильно просто указать в меню "Яблоко 1 шт." [8]), а также соблюдать гигиенические требования при резке фруктов и порционировании. Есть также и очевидные практические соображения: не резать фрукты задолго, чтобы не заветривались; давать одинаковые порции фруктов. Принципиальное решение вопроса состоит в закупке калиброванных фруктов, когда в партии все плоды являются практически равноценными, одного веса. Несмотря на то, что современный международный рынок фруктов широко практикует этот товароведческий прием [9], проведенный опрос показал, что даже в Москве сам термин "калиброванные фрукты" является еще малоизвестным. Термин "калибр" применительно к фруктам обозначает размер плода. Согласно ГОСТ, яблоки высшего сорта должны быть не менее 65 мм, первого – 60 мм, второго – 55 мм, груши высшего сорта – 60 мм, первого – 55 мм, второго – 50 мм. Это требование минимального размера. Заметим, что максимальный размер не ограничен, также не указаны границы отклонений. Не установлены требования к весу фрукта. Требования международных стандартов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию [10] более конкретны, например, минимальный размер для груш "экстра" – 60 мм, класса I – 55 мм, а различие размеров в одной упаковке должно быть не более 5 мм. Но даже и в международных стандартах мы не найдем прямых требований по весу фрукта, так необходимых нам в коллективном питании для четкого выполнения натуральных норм потребления в соответствии с плановым меню. Есть лишь косвенные признаки, позволяющие определять средний вес продукта: количество плодов при рядной упаковке (классы "экстра" и I) фиксировано, а общий вес указан на упаковке.

Таким образом, если детский сад решил в условиях госконтракта указать требования к калибру фруктов, недостаточно простой ссылки на ГОСТ или международный стандарт. В контракт нужно явно вписать средний вес фрукта и допустимые отклонения. Тогда уже на этапе поставки вы решите большую часть задачи стандартизации порции, сможете существенно сократить трудозатраты при первичной кулинарной обработке и повысить порядок в учете.

Настоятельную рекомендацию по использованию калиброванных фруктов дают и официальные московские "Методические указания по питанию в ДОУ" в пункте 8.7 "Использование свежих плодов (ягод)…":

8.7.1. При включении в рацион плодов и ягод предпочтительно давать детям целые (не поделенные на части) плоды. Для этого следует заказывать в снабжающей организации калиброванные плоды. В типовом рационе питания указана средняя (примерная) масса плодов и ягод на один день. В зависимости от вида используемых плодов и ягод, в том числе чтобы избежать нарезки плодов, масса их порции (выход) в отдельный день может отличаться от указанной в рационе питания в пределах 20-30 %. Если позволяет финансирование лучше такое отклонение делать в большую сторону.

Например, в меню указано "плоды и ягоды свежие – 60 г". Это означает, что масса нетто плода должна быть 60 г. Если в этот день в детское учреждение поставлены апельсины, то в соответствии с нормами технологических потерь при холодной обработке масса брутто апельсина должна составлять 85,7 г. Фактически масса брутто целого апельсина может колебаться от 100 до 250 г. В соответствии с вышеизложенным допускается дать детям апельсин массой брутто 100-110 г. Плоды большей массы придется делить. Таким образом, если ребенку был выдан апельсин массой брутто 110 г, т.е. излишек продукта составил 24,3 г, то в течение текущей десятидневки необходимо компенсировать этот вес, уменьшив соответствующим образом массу брутто других плодов, например, мандаринов (масса брутто плода от 40 г).

8.7.4. В исключительных случаях допускается давать детям резаные (обычно, пополам) фрукты. В этом случае нарезка фруктов производится непосредственно перед раздачей.

Те пищеблоки, которые не могут заказывать калиброванные фрукты, используют давно опробованный метод определения среднего фактического размера порции путем контрольного завеса партии фруктов. Например, если вы сегодня кормите 156 детей, кладовщик отсчитывает 156 яблок и взвешивает их. Общий вес делят на 156 (число порций), полученное среднее значение вписывают в "Меню-требование" – в ячейки "Норма" и "Выход блюда". В тех случаях, когда количество питающихся большое (долго пересчитывать все фрукты), допустимо определять средний вес контрольными завесами по 3–5 кг и в дальнейшем выдавать фрукты общим весом. Для регистрации факта определения среднего веса фрукта оформляют акт контрольного завеса фруктов. Требования к размеру порции и достоверности результатов при таких измерениях приведены в ГОСТ Р 53106-2006 "Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания" [11]. Результаты проведенного нами опроса показали, что каждый пятый пищеблок использует контрольный завес, однако остальные полностью отдают распределение на волю сотрудников пищеблока или нянечек, не вдаваясь в подробности того, насколько близки положенные 90 г к весу сегодняшнего конкретного яблока. Формально такой подход вовсе не запрещен, но как на практике добиться такой точности резки фруктов?

Результаты проведенного опроса показали еще один интересный факт: бананы рассматриваются многими практиками как один из основных фруктов. По степени предпочтения бананы далеко опередили мандарины, апельсины, персики и сливы, вместе взятые. Подробные расспросы показали, что основой этого предпочтения является именно удобство использования. В диетологические качества бананов роднят их не столько с фруктами, сколько с крахмалистым овощем "картофель". Ранний сбор и длительная транспортировка способствуют снижению количества витаминов, поэтому к моменту употребления банан соответствует понятию "фрукт" больше в значении "разрешенное лакомство", чем как источник полезных пищевых веществ. Именно удобство использования дают банану возможность вытеснять другие традиционные фрукты.

Каковы бы ни были предпочтения конкретного детского сада, плановый характер коллективного питания требует четкого планирования заказа продуктов. Результатом такого планирования является циклический график заказа фруктов, в котором учтены предпочтения по фруктам, требования типового меню, разнообразия (неповторяемости) и удобства. В качестве примера рассмотрим график, применяемый в детском саду № 1982 Северо-Западного округа Москвы.

№ дня

День

Фрукт

Примечание составителя графика

1

1 понедельник

Яблоко

В этот день еще идет компот из яблок

2

1 вторник

Груши

Традиционно даем по вторникам

3

1 среда

Апельсин

4

1 четверг

Банан

5

1 пятница

Яблоко

6

2 понедельник

Яблоко

Не подвержен скорой порче, так как лежать надо с пятницы – 2 дня

7

2 вторник

Груша

8

2 среда

Яблоко

9

2 четверг

Банан

Стараемся давать по четвергам, т.к. иногда приходят неспелые и им надо полежать 1–2 дня (если спелые, то даем на следующий день)

10

2 пятница

Яблоко

11

3 понедельник

Апельсин

12

3 вторник

Груша

13

3 среда

Апельсин

Зимой даем мандарин для разнообразия

14

3 четверг

Яблоко

В этот день еще идет пирожок с яблоком

15

3 пятница

Банан

Если придет спелый, то будем давать в какой-то другой день раньше

16

4 понедельник

Яблоко

17

4 вторник

Груша

18

4 среда

Апельсин

19

4 четверг

Яблоко

В этот день есть салат из моркови с яблоком

20

4 пятница

Банан

Диетсестра детского сада № 1982, Смирнова Ольга Константиновна, так пояснила решения, принятые ей при составлении этого графика:

"График рассчитан на 4 недели в соответствии с 20-дневным циклическим меню, утвержденным Департаментом образования Москвы. Решение давать тот или иной фрукт принято с учетом факторов:

  • сроки хранения (наличие на складе),
  • качество с учетом сезона,
  • стоимость с учетом сезона,
  • повторяемость (что давалось в другие дни).

Почему нет других фруктов? Питание у нас организовано для двух категорий питающихся: сад (3-7 лет) и ясли (1.5-3). И тем и другим должны быть даны одни и те же фрукты, поэтому не получается использовать в рационе:

  • черешню и вишню – нянечки не могут уследить за ясельными детьми,
  • персики, сливы и абрикосы – сложно добиться хорошего качества, опять же косточки,
  • виноград – Роспотребнадзор рекомендовал не использовать, так как это практически чистая глюкоза,
  • киви – иногда даем, но это аллерген поэтому не чаще 1 раза в месяц (хотя апельсин даем чаще, а он тоже аллерген),
  • клубника, земляника и прочие ягоды – их нет в приложении к госконтракту, поэтому не можем заказывать".

Такой график будет полезен не только самому детсаду, но и поставщику продуктов, который заранее может запланировать заказ и доставку именно нужных фруктов. Очевидно, что подобная практика достойна более широкого распространения, в том числе конкретизацией названий фруктов в типовых меню, где общее название "фрукты в зависимости от сезонного наличия" должно быть заменено на конкретные названия фруктов, с указанием среднего веса фрукта.

До сих пор мы говорили о фруктах, употребляемых в свежем виде. Однако не следует забывать и о других видах поставки: быстрозамороженные, сушеные, консервированные, а также и формах использования: не только отдельно, но и в составе кулинарного изделия (салат, пирожок, компот, мусс). Технология шоковой заморозки обеспечивает сохранность большей части полезных пищевых веществ, а герметичная упаковка обеспечивает готовность к непосредственному использованию в кулинарных изделиях. Сушеные овощи являются важным источником микроэлементов и традиционно применяются для изготовления напитков, вторых блюд, могут быть использованы для повышения вкусовых качеств каш. В диетологическом контроле фактического рациона в состав обобщенной группы "Фрукты свежие" [12] включают не только свежие, но и замороженные и консервированные фрукты, а также ягоды. Кстати, ягоды, оставшиеся за рамками этой статьи, заслуживают большего внимания и применения в рационе питания. Особенно это относится к традиционным для России ягодам, которые условно можно назвать "лесными": смородина, малина, голубика и т.д. В нашем обзоре не упомянуты также арбузы и дыни. Но ведь мы лишь обобщили наблюдения за сетью городских детсадов в большом мегаполисе. Возможности, доступные сельским учреждениям южных районов, потенциально гораздо шире, за счет использования местных условий. Следует лишь помнить, что для использования в организованном коллективном детском питании все источники продуктов должны проходить контроль качества и иметь должное документальное оформление [13].

Литература

  • Методические рекомендации г.Москвы "Организация питания в ДОУ" http://detnadzor.ru/docs/dou_mu07.zip
  • Методические рекомендации г.Москвы "Рекомендуемые номенклатура и требования к качеству пищевых продуктов для использования в составе рационов питания обучающихся и воспитанников" http://detnadzor.ru/docs/prod_nom.html
  • СанПиН_2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима ДОУ"
  • СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся…" 
  • ГОСТ 16270-70 Яблоки свежие ранних сроков созревания. Технические условия
  • ГОСТ 21122-75 Яблоки свежие поздних сроков созревания. Технические условия
  • ГОСТ 21713-76 Груши свежие поздних сроков созревания. Технические условия
  • ГОСТ 21714-76 Груши свежие ранних сроков созревания. Технические условия
  • ГОСТ 21832-76 Абрикосы свежие. Технические условия
  • ГОСТ 21833-76 Персики свежие. Технические условия
  • ГОСТ 21920-76 Слива и алыча крупноплодная свежие. Технические условия
  • ГОСТ 21921-76 Вишня свежая. Технические условия
  • ГОСТ 21922-76 Черешня свежая. Технические условия
  • ГОСТ 25896-83 Виноград свежий столовый. Технические условия
  • ГОСТ Р 51603-2000 Бананы свежие. Технические условия
  • ГОСТ 27519-87 Фрукты и овощи. Морфологическая и структуральная терминология. Часть 1
  • ГОСТ 27520-87 Фрукты и овощи. Морфологическая и структуральная терминология. Часть 2
  • ГОСТ Р 53106-2006 Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания
  • International Standards for Fruit and Vegetables. Pears. OECD 2009 (Международные стандарты для фруктов и овощей. Груши. Издание Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, 2009 год. На французском и английском языках, с иллюстрациями)

[1] СанПиН_2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима ДОУ" , СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся…" п.6.18–6.21

[2] Методические рекомендации "Организация питания в ДОУ Москвы" (приказ № 920 от 21.11.07) п.4.5.5, раздел 5.

[3] Интернет-анкета находится по адресу: http://www.1cp.ru/dou77/opros.php

[4] Индивидуальный (необщий) характер аллергических реакций ставит под сомнение обоснованность усредненных общих запретов на те или иные продукты. Более логичным представляется наблюдение индивидуальной непереносимости с последующим учетом в рационе питания конкретных детей, а не коллектива в целом.

[5] Документ можно посмотреть по адресу: http://detnadzor.ru/docs/prod_nom.html. По мнению разработчиков, его можно и нужно использовать не только в Москве, но и в других регионах

[6] Факсимильную копию ГОСТ 21112 можно посмотреть на http://www.vsegost.com/Catalog/35/35364.shtml

[7] Адрес электронной библиотеки: http://www.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/international-standards-for-fruit-and-vegetables_19935668

[8] "Правила оказания услуг общественного питания" (постановление Правительства РФ №276 от 10.05.07 явно требуют указывать выход (вес) готового блюда

[9] Поставщики фруктов используют калибровку в своих целях: однородные плоды хранятся, дозревают (и портятся) равномерно, что принципиально сокращает затраты на контроль и бракераж.

[10] Требования ОЭСР выполняются поставщиками из следующих стран: Польша, Болгария, Марокко, Германия, Австрия, Бельгия, Испания, Финляндия, Франция, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Люксембург, Новая Зеландия, Австралия, Голландия, Словакия, Швеция, Швейцария, Турция, ЮАР, Израиль, Кения, Румыния, Сербия

[11] Текст ГОСТ Р 53106 смотрите на http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&page=0&month=6&year=2009&search=ГОСТ Р 53106&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=166295  

[12] Приложение 10 к СанПиН 2.4.1.1249-03

[13] СанПиН 2.4.1.1249-03 в пункте 2.10.26 требует обязательно санитарно-эпидемиологического заключения на продукты. Однако с момента принятия этого документа система сертификации продуктов принципиально упростилась, санэпидзаключений теперь нет, их заменили "Декларации о соответствии"

Фрукты в номенклатуре продуктов питания

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 6 декабря 2016 г.
  • Независимая оценка качества образования: текущее состояние и перспективы развития
  • Участвовать!
Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль