Развитие математических способностей у младших школьников

100

Интеллект ребенка активно развивается в младшем школьном возрасте, но при этом развитие математических способностей у младших школьников можно справедливо отнести к наименее изученным методическим аспектам. Нередко классные руководители, акцентируя внимание на приобретении навыков, умении и усвоении знаний, препятствуют развитию способностей у учеников.  

Причинами являются:

  • отсутствие творческого подхода к решению задач;
  • чрезмерная алгоритмизация и стандартизация действий;
  • неумение педагога сформировать у учащихся навыка анализа задач, планирования поиска наиболее рационального решения.

Математические способности у младших школьников: особенности развития

Математические навыки и способности имеют практическое значение в разрезе потребности общества в людях, которые нестандартно и творчески мыслят. Стимулирование способностей у детей позволяет повысить качество знаний и уровень успеваемости, сформировать стойкий интерес к предмету.

Существует ошибочное мнение, что способные к математике дети умеют делать быстрые и сложные вычисления в уме, хорошо запоминают формулы, цифры, даты. На деле, математическая одаренность проявляется в девяти способностях:

  1. отделение формы от содержания, формализация информации, абстрагирование от взаимосвязи чисел и пространства;
  2. умение обобщать материал;
  3. владение знаковой и числовой символикой;
  4. логическое последовательно выстроенное рассуждение, использование выводов и доказательств;
  5. свернутое мышление, сокращение процесса рассуждения;
  6. переход с прямого на обратное мышление (обратимость);
  7. гибкость мыслительного процесса, отход от шаблонов;
  8. математическая память на логические схемы, формилизованные структуры;
  9. пространственное мышление.

Дети, имеющие талант к математике, отличаются:

  • Положительным эмоциональным откликом на умственные задачи и нагрузки;
  • Склонностью к умозаключениям и умственным действиям;
  • Потребностью в наличии и нарастании умственной нагрузки;
  • Стремлением к самостоятельности в планировании действии и выборе деятельности;
  • Трудолюбием и повышенной работоспособностью;
  • Рассудительностью, настойчивостью, независимостью мышления.

Школьная концепция развития математических навыков у учащихся младшего звена

Таблица
Скачать в .docx

Программная часть Учительская часть
• Упор на теоретическую часть
• Ускоренное изучение материала
• Работа над осознанием детьми учебного процесса
• Задействование высокого уровня трудности задач
• Акцент на развитие всех учеников с учетом их индивидуальных особенностей
• Стимулирование потребности в самостоятельном поиске решения задач, которые ранее не встречались
• Педагог стимулирует желание учеников получать новые математические знания, участвовать в олимпиадах и конкурсах.
• Учитель прогнозирует степень освоения программного материала и уровень развития математических способностей детей.
• Использует творческие приемы и методы, нестандартные подходы к проведению уроков.
• Педагог демонстрирует высокую эрудицию и интеллект.

Педагогу важно создать условия, необходимые для осознанной активной творческой деятельности. Для этого он поддерживает психологически положительный микроклимат в детском коллективе, провоцирует положительные эмоции, пробуждает интерес к математике, творческую активность, предоставляет вариативность работы на уроке, дарит учащимся свободу выбора алгоритма действий.

На уроках математики, по результатам самостоятельной и творческой работы, в ходе оценки степени увлеченности предметом, результатов участия в конкурсах и олимпиадах, учитель делает вывод о наличии или отсутствии у ученика способностей к математике.

Стимулировать математические способности у учеников младшего школьного возраста учителям помогает ряд приемов:

  1. циклические упражнения для развития способности анализировать и рассуждать;
  2. комплексные упражнения и задачи на развитие способностей к математике;
  3. задействование ИКТ-технологий;
  4. применение дидактических игр;
  5. факультативы «Занимательные задачки»;
  6. стимулирующую внеурочную работу.

Алгоритм работы учителя:

  1. Диагностика и оценка имеющегося уровня способностей у учащихся;
  2. Составление прогноза на результаты учебной деятельности;
  3. Реализация циклических и комплексных упражнений в рамках программы;
  4. Привлечение к работе всех учеников и формирование необходимых для этого условий;
  5. Педагог составляет и вместе с учащимися ищет ответ на задания олимпиадного уровня.

Виды работы для развития таланта к математике

Таблица
Скачать в .docx

Деятельность Специфика
Фронтальная Работа ведется с классом, все учащиеся решают задачи, сравнивают и анализируют результаты. Эта форма допускает творческие и репродуктивные задания, проблемное обучение и объяснительно-иллюстративное изложение. На протяжении первого, и в первом полугодии второго класса все текстовые упражнения из учебника решаются исключительно фронтально, поскольку дети еще не могут справиться с ними самостоятельно. В 3 классе ученики сперва анализируют задачу самостоятельно, а после сравнивают предложенные варианты решения. 
Индивидуальная Форма направлена на каждого отдельного ученика, задания подбираются с учетом его способностей и уровня освоения материала. Работа делится на два направления:
• индивидуальная - ученик работает самостоятельно, но в одном темпе с одноклассниками. При этом задания дифференцируются по сложности, объему и наличию творческой составляющей;
• индивидуализированная - ученик работает отдельно от одноклассников в комфортном для него темпе.
Групповая Работа в группах строится таким образом, чтобы учитель мог оценить вклад каждого учащегося. Оптимально формировать группы из 2-4 учеников, меняя их состав и численность от урока к уроку. Такой подход позволяет каждому школьнику проявить себя, почувствовать свою значимость для коллектива. 

Особенности развития математических способностей у младших школьников

Важно подчеркнуть, что математический талант развивается только в систематическом действии. Принципы стимулирования способности к математике подразумевают групповые и индивидуальные задачи с поэтапным их усложнением.

Развитие математических способностей у младших школьников

Особенности развития математических навыков и способностей у младших школьников подразумевают несколько этапов:

  1. Сперва одаренные математическим складом ума дети больше подражают, отличаются репродуктивностью. На следующем этапе развития таланта они начинают проявлять индивидуальность и оригинальность в решении поставленных задач. Самостоятельность действий раскрывается сначала через подражание образцу, а после - без него.
  2. Затем ученики могут комплексно оценить задачу, оценить представленные в условии величины и соотношения между ними. Они быстро схватывают формальную структуру, формализовано воспринимают материал. Талантливые дети широко и обобщенно мыслят, рассматривая одну задачу из ряда похожих, они способны к обобщению, решая конкретное упражнение как типовое.
  3. Свернутые умозаключения отличают одаренных школьников. Они решают задачи, тратя время исключительно на вычисления, поскольку логически обоснованное рассуждение занимает у них считанные секунды. Дети с легкостью переключаются с одной задачи на следующую, их мыслительные процессы невероятно подвижны. Их отличает стремление к рациональности (изяществу) решения, поиску наиболее оперативного и простого пути решения.

На занятиях математикой дети должны радоваться и получать удовольствие от выполнения упражнений и решения задачек. У младших школьников приветствуется стремление к учебной деятельности без принуждения со стороны педагога. Первые неудачи могут оттолкнуть ребенка от изучения предмета, потому следует создавать так называемые «ситуации успеха», которые помогут поднять самооценку учащегося и стимулировать его интерес к математике.

Способствовать проявлению творческих способностей в решении математических задачи можно путем предоставления некоторой свободы. Дети будут искать нестандартные и нешаблонные пути решения. Чтобы интерес к изучению не угасал, наряду с посильными задачами, детям важно предлагать упражнения, сложность которых незначительно превосходит его возможности на данный момент. Этот прием называют «зоной ближайшего развития», он стимулирует у школьников желание достичь нужного уровня, чтобы с легкостью решать пока сложные для него задания.

Развитие математических способностей у младших школьников

Младшие школьники сталкиваются со сложностями, связанными с недостаточным развитием мелкой моторики и со страхами перед непонятной и трудной для восприятия математической информацией. Потому в построении плана урока учителю следует ориентироваться на характеристики психической активности и индивидуальные черты детей. Педагогу важно предвидеть возможные затруднения у учеников, чтобы своевременно предотвратить их.

Узнать больше о развитии математических способностей у младших школьников можно в статьях:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль