Формы и методы работы с одаренными детьми

418

Дети с одаренностью являются одним из главных интеллектуальных ресурсов страны. Гении не рождаются — они обучаются наравне со сверстниками, проявляя особые склонности к изучению точных или естественных науках, незаурядные творческие способности. В условиях активного расширения программного материала учителю очень важно использовать современные формы и методы работы с одаренными детьми, способствующие:

  • индивидуализации образовательного процесса;
  • работе «на опережение», необходимой для освоения максимального количества учебного материала;
  • создание условий для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Что является методом работы с одаренными детьми?

Часто понимание учителями необходимости разработки для детей с одаренностью индивидуальных образовательных маршрутов не соотносится с педагогическими реалиями. Нередки случаи, когда будущие гении фактически остаются предоставленными сами себе, удовлетворяя образовательные потребности исключительно выполнением самостоятельной работы.

Во избежание ситуаций притупления у учащихся потребности интеллектуального поиска, педагогам важно четко понимать, что является эффективным методом работы с одаренными детьми.

Методы обучения учащихся с одаренностью — это процессы взаимодействия между педагогом и детьми, нацеленные на передачу и усвоение знаний, находящихся за границами программного минимума.

Эффективные методы работы с одаренными детьми

Таблица
Скачать в .docx

Исследовательский Прием, имитирующий проведение научного открытия. В ходе реализации данного метода учащимся предстоит очертить круг малоизвестных фактов (выявить ядро проблемы), сформулировать главную цель проведения исследования, выдвинуть несколько гипотез и осуществить их проверку на подлинность через практические эксперименты или соотнесение доказанных данных, обозначить достигнутый результат, осознать значимость полученных выводов и возможности их применения.
Эвристический (частично-поисковый) Метод, основанный на выдвижении педагогом проблемы и организации условий для деятельности школьников по ее решению. Ценность метода заключается в создании особых образовательных возможностей для талантливых детей, заключающихся в необходимости самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос и научном обосновании своих действий.
Проблемный Метод, реализуемый через создание проблемной ситуации на уроке. Педагог ставит перед учащимся вопрос, вызывающий интеллектуальное затруднение, вынуждающий искать ответ за пределами знаний. Применение проблемного метода позволяет научить детей мыслить логически, последовательно, оценивать сложность образовательной проблемы и искать различные пути ее разрешения.
Проективный Прием ведения педагогической практики заключается в создании исследовательской ситуации, предусматривающей несколько вариантов действий. Одаренные дети вынуждены искать наилучший выход из образовательной дилеммы, вследствие чего создаются оптимальные условия для раскрытия их потенциала.

Этим выбор приемов работы с одаренными учащимися не заканчивается. Современная педагогическая практика предусматривает использование других методов развития талантов, реализуемых для обеспечения максимальной вовлеченности одаренных школьников в процесс обучения:

  1. Метод вживания, основанный на активизации образного мышления.  
  2. Метод эвристических вопросов (учащимся предлагается ответить на семь ключевых вопросов: «Кто?», «Что?», «Зачем?», «Где?», «Чем?», «Когда?», «Как?»).
  3. Метод сравнения, основанный на сопоставлении противоположных версий.
  4. Метод проектирования будущего.
  5. Метод ошибок, предусматривающий переосмысление отношения к ошибочным суждениям, которые являются важной составляющей практического опыта.

Выбор учебной тактики остается прерогативой педагога, который обязан учитывать сферу интересов и индивидуальные особенности детей для достижения наилучших образовательных результатов. 

Формы работы с одаренными детьми на уроках

Выявление и первичное развитие одаренности в школе неразрывно связано с урочной деятельностью, в ходе реализации которой педагогам-предметникам представляется прекрасная возможность оценить уровень таланта учащихся и способствовать его дальнейшему развитию. Но определяя оптимальные формы и приемы работы с одаренными детьми на уроках, учителю важно помнить о трех главных законах развития одаренности:

  1. Развитие способностей может происходить только по тому образовательному направлению, которое интересует учащегося.
  2. Расширение граней таланта обеспечивается через последовательное повышение сложности заданий.
  3. Ценность реализуемой образовательной работы должна быть обоснована для ребенка.

Формы и методы работы с одаренными детьми

В рамках ведения урочной деятельности ввиду большого количества программного материала развитие одаренности может быть проблематичным для педагога. Современная система школьного образования уделяет значительное внимание развитию талантов учеников в ходе реализации внеурочной работы, но все же некоторые приемы работы с талантливыми учащимися могут включаться в структуру урока.

Оптимальное решение — использование практики дифференцированного обучения, в ходе которой для одаренных учащихся разрабатываются и последовательно реализуются индивидуальные образовательные маршруты.

Еще одно решение, способствующее расширению возможностей современного образовательного процесса — подготовка докладов или индивидуальных проектов, вынуждающих школьников искать ответы за рамками стандартных учебных материалов и приобретать навыки реализации успешных публичных выступлений.

Ведение групповой деятельности также имеет большое значение. «Сильные» учащиеся могут быть объединены в одну группу для выполнения более сложных заданий, результаты которых в качестве выводов должны быть впоследствии представлены перед всем классом.

Формы работы с одаренными детьми в школе

Переосмысление значимости одаренных детей для нашего общества и страны привело к разработке целостного педагогического комплекса, основанного на таких идеях:

  1. Самоценность каждого школьника должна быть вынесена на первый план.
  2. Возможности развития творческих способностей учащихся — неисчерпаемы.
  3. Совершенствование таланта невозможно без преодоления эмоциональных барьеров, предрассудков.
  4. Таланты могут развиваться самостоятельно при условии освоения навыков самостоятельной образовательной, экспериментальной, исследовательской, творческой работы.

Внеурочные формы и приемы работы с одаренными детьми в школе разнообразны. Их использование позволяет обеспечить оптимальные условия для развития способностей и склонностей детей, проявляющих особый интерес к конкретным направлениям обучения.

Таблица
Скачать в .docx

Методы работы с одаренными детьми Особенности
Факультативная деятельность, обучение в кружках по интересам Внеурочная деятельность способствует выявлению одаренности, не позволяет в полной мере реализовать комплекс мер по ее развитию.
Занятия исследовательской деятельностью, ведение экспериментальной образовательной работы, творческие мастерские Обеспечивают получение учащимися с одаренностью собственного уникального опыта ведения практической деятельности, позволяют воспитывать активных экспериментаторов и творцов.
Групповые занятия по параллелям с сильными учащимися Помогают обеспечить преемственность поколений талантов через организацию оказания консультативной помощи старшими школьниками младшим.
Подготовка к предметным конкурсам, олимпиадам и участие в них Предметные олимпиады и конкурсы стимулируют интерес к исследовательской деятельности, создают оптимальные условия для распространения научных знаний среди подрастающего поколения.
Проведение научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов Выработка навыков работы в команде, сбора доказательной базы для подтверждения своего мнения.
Взаимодействие с другими школами, вузами по вопросам развития одаренности Обеспечение условий для обмена опытом, создание предпосылок для профессиональной ориентации и применения знаний, полученных одаренными детьми, в практической сфере.

Инновационные формы работы с одаренными детьми

Развитие информационных ресурсов и стремительный технический прогресс открывают новые возможности для работы с одаренными школьниками. Конечно, возможности по организации такой работы во многом определяются субъективными факторами: материально-техническими ресурсами семей талантливых учащихся, кадровым потенциалом и доступностью новых образовательных технологий. И все же некоторые инновационные формы образовательной работы с одаренными детьми могут быть использованы в любой школе.

К их числу относятся:

  1. Элементы интерактивного обучения: «мозговой штурм», «дебаты», «интервьюирование» исторических личностей, ученых.
  2. Проведение нетрадиционных видов уроков: уроков-лекций, уроков-путешествий, уроков-исследований.

Дополнительно рекомендуется реализовывать такие формы работы с талантливыми детьми:

  1. Привлечение участников, призеров предметных олимпиад во всероссийское сетевое сообщество, объединяющие одаренных детей из разных регионов нашей страны и их наставников.
  2. Осуществление самостоятельной образовательной работы посредством специализированных интернет-ресурсов, на которых представлены систематизированные курсы заданий по информатике, точным наукам, филологии.
  3. Активизация школьников по участию в интернет-олимпиадах, конкурсах талантов, что способствует объективной оценке своих знаний и стимулирует процессы самообразования.
  4. Обеспечение «моделей партнерства», функционирование которых основано на взаимодействии ученых, исследователей, профессоров, академиков с одаренными школьниками. Эта форма сотрудничества находится на этапе разработке, но считается наиболее перспективной ввиду возможности закрепления талантливых детей в сфере науки и народного хозяйства через оказание помощи в профориентации.

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль