Психологическое насилие между участниками образовательных отношений

649

Изменение сложившихся моделей образовательных организаций, неустойчивость внешних социальных факторов приводит к искажению внутренней среды школ, что нередко является причиной возникновения психологического насилия между участниками образовательных отношений.

Психологическую травлю можно рассматривать как нарушение психологической безопасности. В последнее время проблема начинает активно изучаться и разрабатываться. Один из ведущих специалистов в данной области И. А. Баева связывает это с возрастанием влияния средств массовой коммуникации на жизнь общества и необходимостью защиты от воздействия информационных факторов, манипуляции и психологического воздействия.

Под психологическим насилием понимается такое физическое, психологическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое правомерно понижает его нравственный (духовный), психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в т. ч. правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

Психологическая травля в современной школе – бич детского образования и воспитания. Эрлинг Руланн в своей книге «Как остановить травлю в школе. Психология моббинга» описывает исследования в данной области начиная с 1991 г.

Российское общество в последнее время также обеспокоено проблемой психологической травли участников образовательного процесса.

Напомним, что основными участниками образовательного процесса в соответствии с российским законодательством являются:

  • педагоги,
  • обучающиеся
  • родители.

Как правило, дети жалуются на некорректное отношение учителей, учителя – на недозволительное поведение обучающихся, родители – и на тех, и на других (включая представителей администрации).

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) подтверждает права всех детей на выживание, охрану здоровья и образования через создание для них благоприятных условий жизни, позволяющих оградить детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия, а также гарантии права на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Данные принципы дублирует Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Нарушение вышеизложенных прав рассматривается как препятствие к получению образования.

Виды психологического насилия

По мнению А.Б. Орлова, психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия и в отношениях между взрослым и ребенком выражается в «преднамеренном манипулировании взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его субъективных характеристик (свободы, достоинства, права т. п.), либо разрушающие отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психологического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития».

Спектр психологического насилия включает в себя:

  1. Психологические воздействия – угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребенка и т. п.
  2. Психологические эффекты – утрата доверия к себе и миру, диффузная самоидентичность, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессия, агрессивность, плохая успеваемость, коммуникативная некомпетентность, низкая самооценка, задержка физического и психического развития, соматические и психосоматические заболевания, фиксация паттерн «насильник – жертва» и др.
  3. Психологические взаимодействия – доминантность, эффективность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, неприятие, безответственность, неуверенность, беспомощность со стороны детей.

Зарубежные специалисты выделяют три вида психологического насилия в педагогической среде:

  • Харассмент (harassment) – домогательство, причиняющее неудобство или вред, поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица.
  • Буллинг (bullying) – повторяющееся недружественное (враждебное) поведение одного лица (группы лиц) по отношению к другому.
  • Моббинг (mobbing) – форма психологического насилия в виде травли работника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения.


В англоязычных странах понятие буллинг совпадает по смыслу с термином моббинг. Эрлинг Руланн дает следующую трактовку: «Моббинг – это физические или социальные негативные действия, производящиеся систематически на протяжении длительного времени одним или несколькими лицами и направленные против того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации».

Правовая оценка психологического насилия в российском законодательстве отсутствует. Нарушения педагогической этики, а также этики делового общения среди педагогов правовыми нормами не регулируется.

Буллинг как социальное явление

Российское педагогическое общество не случайно поднимает вопросы, связанные с профилактикой жестокого обращения с детьми. Ведь детство – период становления личности и мировоззрения будущего взрослого человека. Миролюбивый, культурный, образованный человек – одна из гарантий развития и процветания любого государства.

Психологическую травлю детей, несомненно, можно признать жестоким обращением. Однако правозащитники сталкиваются в данном случае с пробелом в российском праве, т. к. понятие «жестокое обращение» законодателем в полном объеме не раскрыто.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит запрет не только на физическое, но и на психическое воздействие на обучающегося. Однако следует признать, что в последнее время образовательные организации (далее – ОО) захватила волна психологической травли детей.

Буллинг (моббинг) – социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство прежде всего тем, что школа – универсальное место для разрядки многочисленных негативных импульсов. Здесь складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер – изгой».

ДЛЯ СПРАВКИ
Декларацией и Комплексными рамками действий по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии (приняты Генеральной ассамблеей ООН по вопросам образования науки и культуры 16.11.1995) установлено, что «воспитание должно развивать умение ненасильственного урегулирования конфликтов».

Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве ОО, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой.

Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, касающиеся каких-то особенностей внешнего вида или личности. Для других – порча личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим6.

Дискриминация прав обучающегося со стороны педагога

В.В. Луховицкий, описывая проявление буллинга как дискриминацию прав обучающегося, показывает, что «некоторые учителя – вольно или невольно – своим поведением провоцируют рост нетерпимости. Одни думают, что, подчеркивая этнические или религиозные особенности, они занимаются патриотическим воспитанием. Другие используют ксенофобские настроения для манипулирования классом. В таких случаях следует говорить о более опасном явлении, чем ксенофобия, – о дискриминации. Дискриминация в школе может проявляться, во-первых, в неравном отношении учителя к ребенку на уроках и во внеклассной работе, а во-вторых, в настраивании против ребенка одноклассников и их родителей, организации травли.

Как может действовать учитель, если он видит проявления дискриминации в отношении какого-то ребенка со стороны другого педагога?

Прежде всего необходимо понять, как относится к этому школьное руководство. Одно дело, если один-единственный учитель на своих уроках придирается к ученикам «не той национальности» или молчаливо поддерживает издевательства над ними со стороны одноклассников, а администрация ни о чем не догадывается. Тогда решение очевидно: сообщить руководителю ОО о вопиющем нарушении законодательства.

Совсем другая ситуация, если администрация знает обо всем, но по тем или иным причинам не связывается с учителем-националистом. Тогда первый шаг – официальное заявление на имя руководителя ОО. На такой документ придется реагировать.

Наконец, возможен самый плохой вариант: гласное или негласное одобрение дискриминации со стороны руководителя ОО. В таком случае придется выходить за пределы школы: обращаться за помощью к уполномоченному по правам человека (или по правам ребенка).

Притеснения детей со стороны сверстников

Постоянные издевательства над ребенком негативно сказываются на мотивации к обучению. Подросток отказывается посещать школу или начинает прогуливать уроки, не ставя в известность взрослых. К сожалению, ОО нередко рассматривает такое поведение, как нежелание учиться из-за лени и распущенности, и кроме бесполезных нравоучений, в т. ч. с вызовом на педагогические советы, ничего не предлагает.

Бывают случаи, когда родители полностью доверяют мнению учителей о своих детях и конкретной ситуации. Отсутствие поддержки со стороны близких людей внушает ребенку чувство отчаяния и полной безнадежности. Таким образом, борьба идет не с причиной, а со следствием, что не может дать эффективного результата.

Кибермоббинг

Кибермоббинг – термин, пришедший из английского языка (от англ. cyber-mobbing), также интернет-моббинг (Internet-mobbing), кибербуллинг (cyberbullying), под которым понимают намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.

Кибермоббинг осуществляется в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства.

В том числе в Интернете посредством:

  • электронной почты,
  • программ для мгновенного обмена сообщениями (Instant Messenger, например, ICQ)
  • в социальных сетях,
  • через размещения на видеопорталах (YouTube, Vimeo и других) непристойных видеоматериалов,
  • посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или звонков).

Иоахим Вальтер считает, что дети, которые стали жертвами кибермоббинга в Интернете, как правило, уже ранее были целью моббинга в реальной жизни. В большинстве случаев основной удар кибермоббера приходится на внешний вид, на «аватар» подростка или взрослого (например, слишком худой или слишком толстый и т. д.).

Основное количество жертв и мобберов приходится на возраст между 11–16 годами – пубертатный период, характеризующийся высокой чувствительностью к любым оскорблениям, слухам и социальным неудачам. Не играет роли, научены ли подростки выходить из конфликтной ситуации, активно обороняться и есть ли у них широкий круг друзей, которые могут поддержать. В действительности мы наблюдаем, что наиболее социально адаптированные и приспособленные ученики, которые избегают конфликтов, очень легко становятся целью кибермоббинга.

Длительное воздействие на ребенка кибер-террора приводит к сильному нарушению его самооценки и чувства собственного достоинства. Терапия в сложных случаях может длиться около 3 месяцев.

Основная цель терапии заново помочь создать положительное социальное окружение, в котором дети будут чувствовать себя полноценно, освободить их от цепей социальной изоляции.

Ужасающее воздействие кибермоббинга вызвало к жизни различные общественные и государственные инициативы для поддержки развития у детей медиакомпетенций и запуску превентивных проектов, направленных против кибермоббинга. Так, в 2009 г. в Евросоюзе была запущена Safer Internet Programme, в которой участвуют 26 стран ЕС7.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает школы создавать специальные комиссии для решения конфликтных ситуаций, возникающих в образовательном процессе.

Однако возникает вопрос: какого уровня специалисты будут входить в данную комиссию и не будут ли члены комиссии находиться под влиянием администрации ОО или авторитетных для школы родителей?

Правозащитник Б.Л. Альтшулер называет «еще одну простую организационную меру», которая касается миллионов школьников, страдающих от произвола администрации и учителей. Речь идет о том, что школьного педагога-психолога и социального работника надо вывести из штата ОО, т. е. сделать их независимыми от директора. По его мнению, только в этом случае дети смогут, не опасаясь последствий жаловаться на «плохое поведение» педагогов.

Аналогично можно было бы поступить и с конфликтными комиссиями в школе. А также обязать конфликтные комиссии собирать и анализировать информацию о причинах возникновения психологической и физической травли (что, как правило, взаимосвязано) и разрабатывать механизмы профилактики таких явлений в конкретной ОО.

Преодоление конфликтов между педагогами и обучающимися во многом зависит от правовой компетентности участников образовательного процесса и от уровня развития норм права в данной области. Кроме того, нельзя недооценивать инициативу различных гражданских объединений для разрешения проблемы. Так, гражданская инициатива и социальные службы г. Санкт-Петербурга организовали возможность консультирования по проблемам кибербуллинга по телефону доверия (при Комитете по социальной политике правительства г. Санкт-Петербурга).

К сожалению, подобных организаций очень мало, а проблема психологического насилия с каждым днем растет, существенно понижая качество образования. Необходимо твердое убеждение и понимание всех участников образовательных отношений, что без совместных усилий эту сложную задачу не решить.

Профилактика психологического и физического насилия

Профилактика психологического и физического насилия в детском коллективе должна проводиться с момента его образования, т. е. уже в начальной школе.

Нужно помнить, что буллинг процветает с молчаливого согласия равнодушного взрослого. Педагоги должны быть заинтересованы в здоровой психологической атмосфере в классе. Не прикрываться словами «они так сейчас все играют», «пусть родители разбираются», «их бы читать, считать и писать научить, а с этими вопросами пусть сами разбираются» и т. д.

Классный руководитель может:

  1. Обратиться к школьному педагогу-психологу для проведения специальных групповых игровых занятий для сплочения коллектива. Этому будут способствовать и простые игры на свежем воздухе или в спортивном зале, школьный театр.
  2. Систематически проводить классные часы, затрагивая тему дружбы, взаимопомощи, солидарности, достоинства и чести.
  3. Сделать образ агрессора непривлекательным в глазах детей. Например: агрессор – человек слабый, неуверенный в себе, с сомнительными перспективами на будущее. Здесь на помощь придут литературные произведения, художественные фильмы (см. приложение).

Если вы заметили, что в классе кто-то из детей стал жертвой психологической травли:

  • с ним не здоровается основная часть детского коллектива;
  • его дразнят, смеются, оскорбляют, бьют, мешают выполнять классную и домашнюю работу и т. д.;
  • систематически отбирают и портят вещи, деньги;
  • про ребенка или близких ему людей распространяют слухи, сплетни,

То можно:

  1. Поговорить отдельно с агрессорами и жертвой.
  2. С помощью педагога-психолога постараться выявить причины такого поведения.
  3. При необходимости взять разрешение у родителей для индивидуальных занятий ребенка с педагогом-психологом.
  4. Посредством корректных разговоров с детьми постараться разрушить привлекательный образ агрессора.
  5. Провести курс командных терапевтических игровых занятий с педагогом-психологом.
  6. Посоветовать обратиться в бесплатные психологические службы и службы доверия.
  7. Проводить игровые выездные мероприятия в парках, скверах, школьных дворах.
  8. Привлекать родительскую общественность, старшеклассников (для детей младших и средних классов они – авторитет).

Приложение

Памятка

1. Список фильмов и мультфильмов:

«Гадкий утенок» – мультфильм, режиссер В. Дегтярев, «Союзмультфильм», 1956 г.
«Золушка» – художественный фильм-сказка, режиссеры Н. Кошеверова, М. Шапиро, «Ленфильм», 1947 г.
«Дикие лебеди» – мультфильм, режиссеры М. Цехановский и В. Цехановская, «Союзмультфильм», 1962 г.; фильм – режиссер Х. Каррис, «Таллинфильм», 1987 г.
«Три орешка для Золушки» – художественный фильм, режиссер В. Ворличек, ГДР, Чехословакия, 1973 г.
«Стойкий оловянный солдатик» – мультфильм, режиссер Л. Мильчин, «Союзмультфильм», 1976 г.
«Карлик Нос» – телевизионный спектакль, режиссер Г. Орлова, «Центральное телевидение», 1970 г.
«Маленькая принцесса» – художественный фильм, режиссер В. Грамматиков, «Глобус», 1997 г.
«Чудак из 5 б» – художественный фильм, режиссер И. Фрэз, «Киностудия им. М. Горького», 1972 г.
«Бабушкин внук» – киноповесть, режиссер А. Бергункер, «Ленфильм», 1979 г.
«Щенок» – художественный фильм, режиссер М. Евстафьева, кинокомпания «Мироздание», 2009 г.
«Принцесса льда» – художественный фильм, режиссер Т. Файвелл (США), Wolt Disney Pictures, 2005 г.
«В моей смерти прошу винить Клаву К.« – художественный фильм, режиссеры Н. Лебедев и Э. Ясан, «Ленфильм», 1979 г.
«Чучело» – художественный фильм, режиссер Р. Быков, «Мосфильм», 1983 г.
«Мальчики» – художественный фильм, режиссеры Ю. Григорьев, Р. Григорьева, «Мир», 1990 г.
«Вам и не снилось…« – художественный фильм, режиссер И. Фрэз, «Киностудия им. М. Горького», 1980 г.
«Подросток» – художественный фильм, режиссер Е. Ташков, «Мосфильм», 1983 г.
«Дочки-матери» – художественный фильм, режиссер С. Герасимов, «Киностудия им. М. Горького», 1974 г.
«Когда я стану великаном» – художественный фильм, режиссер И. Туманян, «Киностудия им. М. Горького»,1978 г.
«А если это любовь?» – художественный фильм, режиссер Ю. Райзман, «Мосфильм», 1962 г.
«Звездочки на земле» – художественный фильм, режиссеры А. Хан, Индия, 2007 г.
«Дорогая Елена Сергеевна» – художественный фильм, режиссер Э. Рязанов, «Мосфильм», 1988 г.
«Курьер» – художественный фильм, режиссер К. Шахназаров, «Мосфильм» 1986 г.
«Уроки французского» – киноповесть, режиссер Е. Ташков, 1978 г.
«Чужие письма» – психологическая драма, режиссер И. Авербах, «Ленфильм», 1975 г.
«Предательница» – психологическая мелодрама, режиссер Н. Хубов, «Киностудия им. М. Горького», 1977 г.

2. Список художественных произведений:

2.1. Для младшего и среднего школьного возраста:

Сказки Г. Андерсена: «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Тень».
Сказки братьев Гримм: «Король Дроздовик»; «Золушка»; «Госпожа метелица».
Дж. Родари: «Приключения Чиполлино»; «Волшебный голос Джельсамино».
Э. Гофман: «Золотой горшок»; «Крошка Цахес».
С. Лагерлёф: «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
В. Осеева: «В классе».
Л. Чарская: «Княжна Джаваха».
В. Железняков: «Жизнь и приключения Чудака».
Г. Мало: «Без семьи».

2.2. Для старшего школьного возраста:

Ф. Достоевский: «Братья Карамазовы», «Бедные люди».
В. Каверин: «Два капитана».
М. Лермонтов: «Герой нашего времени».
Е. Шварц: «Тень».
3. Для проведения классных часов:

В младших классах:

М. Мэнди: «Школа – это здорово!», «Победи стресс!».
М. Виганд: «Забудь про страх!».

В средних и старших классах:

Н. Вуйчич: «Будь сильным. Ты можешь преодолеть насилие (и все, что мешает тебе жить)».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль