Образовательные результаты по ФГОС

1185

Качественное образование гарантирует гармоничное развитие личности и общества в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирован на максимальные достижения в образовании. Система разноуровневого сопровождения стандартов предусматривает оценку образовательных результатов.

Независимо от степени освоения основной образовательной программы (далее - ООП), выпускники школы должны гордиться своей историей, обладать чувством гражданской идентичности, системой общечеловеческих ценностей, способностью к самооценке и мотивацией к учебе.  

Планируемые результаты по ФГОС

Планируемые результаты изучения ООП делятся на несколько категорий:

  1. Личностные. Учащиеся способны и готовы к саморазвитию, у них сформирована система познавательных и учебных мотивов, выпускники имеют ценностно-смысловые установки, которые служат отражением их индивидуально-личностной позиции, у школьников сформирована гражданская и российская идентичность.
  2. Метапредметные. Ученики освоили коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.
  3. Предметные. Подростки освоили систему элементов научного знания и учебные предметы в каждой предметной области, получив новые знания, применив и преобразовав их.

Оценивание предметных образовательных результатов

Предметные образовательные результаты регламентируются документом «Фундаментальное ядро содержания общего образования», в котором прописаны элементы научных знаний по всем школьным предметам. Образовательные результаты по ФГОС оцениваются на ГИА и ЕГЭ. При этом важно, чтобы родители и учителя предельное внимание уделяли не столько успешной сдаче тестов, сколько личностному росту учеников, формированию, развитию и успешному применению универсальных учебных действий (далее - УУД).

Личностные результаты обучения в контексте УУД

Таблица
Скачать в .docx

Виды образовательных результатов Универсальные учебные действия, которые подтверждают достижение результатов образования
Самоопределение
  • школьник руководствуется установкой «успешный ученик»;
  • понимает и принимает мотивы личного, жизненного и профессионального самоопределения;
  • ставит собственные цели и ценностные ориентиры.
Поиск смысла
  • имеет четкие учебно-познавательные мотивы, которые позволяют ученику понять, что он знает, что не знает, что может и что хочет узнать;
  • понимать причины успеха и неуспеха в учебе;
  • несет ответственность за собственные действия. 
Морально-этические аспекты
  • в своих поступках ориентируется на окружающих людей и установленные нравственные нормы;
  • различает оценку человека и совершенного им поступка;
  • стремится вести здоровый образ жизни. 

Метапредметные результаты освоения ООП

В метапредметной области оценивание образовательных результатов предусматривает тот факт, что школьники:

  • способны оценивать цели и задачи обучения, находить средства для осуществления учебной деятельности;
  • освоили способы решения творческих и поисковых проблем;
  • могут планировать, оценивать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами;
  • определяют эффективные пути достижения учебного результата;
  • осознают причины удач и неудач в обучении, конструктивно действуют в случае неуспеха;
  • освоили формы личностной и познавательной рефлексии;
  • для решения познавательных и коммуникативных задач активно используют коммуникационные и информационные технологии;
  • применяют все виды поиска, обработки и сбора, интерпретации, передачи информации в соответствии с задачами учебного предмета (используют источники в сети интернет, справочную информацию);
  • овладели навыками выполнения анализа, сравнения, обобщения и классификации, установления причинно-следственных связей;
  • готовы вести диалог и слушать собеседника, признавать различные точки зрения и право собеседника на собственный взгляд, аргументируют свое мнение;
  • умеют распределять функции и роли, выполнять взаимный контроль, адекватно и критично оценивают поведение окружающих и собственное;
  • конструктивно разрешают конфликтные ситуации, учитывая интересы всех сторон.

Согласно документу, универсальные учебные действия рассматривают в контексте комплекса действий ученика, способствующих усвоению новых умений и знаний. С такой точки зрения УУД приравниваются к метапредметным результатам обучения. Это позволяет среди прочих выделить регулятивные, коммуникативные и познавательные планируемые результаты по ФГОС.

Таблица
Скачать в .docx

Образовательные результаты Образовательные результаты Универсальные учебные действия, которые подтверждают достижение результатов образования 
Регулятивные Постановка цели Формулирует учебные задачи и цели, поставленные учителем, и ставит собственные
План Расставляет приоритеты в изучении нового учебного материала, планирует действия и собственные результаты
Реализация Действует в соответствии с поставленным планом 
Контроль и оценка Сравнивает результат и поставленную цель, проводит самооценку
Коррективы С учетом сделанных ошибок вносит необходимые коррективы в учебный процесс
Коммуникативные Взаимодействие, общение с учетом интересов другого Понимает других людей, осознает полученную от них явную и неявную информацию, понимает точку зрения, которая не схожа с его. Сотрудничает с другими людьми, успешно работает в группах и парах, учится предотвращать и преодолевать конфликты. 
Культура речи Навыки донесения собственной точки зрения, аргументирования ее и критической оценки сказанного
Познавательные Общеучебные Поиск информации из разных источников, преобразовывать ее и критически относиться к ней, делать самостоятельные выводы, черпая знания
Логические Использование таблиц, схем, модулей, знаково-символьных средств, поиск аналогий и причинно-следственных связей, сопоставление, сериация данных
Постановка и решение проблемы Выбор оптимального способа решения задач, умение проецировать задачу на проблемную ситуацию

Отечественное образование превращается в личностно-ориентированное, психологический и педагогический подход к воспитательным и целям обучения сливаются. ФГОС строится на системно-деятельностном подходе. Процесс обучения реализуется с учетом физиологии, психологии, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Потому об успехе образовательного процесса может говорить только комплекс метапредметных, предметных и личностных достижений.   

Подробнее по теме читайте в материалах:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль