ФГОС начального общего образования

711

Цели введения ФГОС начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) был внедрен во всех образовательных организациях России с 1 сентября 2011 года. 

Основной целью введения ФГОС НОО является повышение качества начального образования, создание в образовательных организациях условий, необходимых для всестороннего развития личности обучающихся, достижение в начальной школе образовательных результатов, соответствующих требованиям общества и государства в условиях нового времени. 

Требования ФГОС начального общего образования

Для реализации целей, предусмотренных стратегией государственной политики в сфере начального общего образования, ФГОС НОО предусматривает построение работы в образовательных организациях на основании трёх требований, выдвигаемых к:

  1. К результатам освоение программы основной образовательной программы НОО.
  2. К структуре основной образовательной программы ФГОС НОО школы.
  3. К условиям реализации основной образовательной программы НОО.

Реализация требований к результатам обучения по ФГОС НОО в начальной школе обеспечивает поступательное становление личностных характеристик выпускника начальной школы, который должен:

  • любить свой народ, родной край и Родину;
  • уважительно относится к ценностям семьи и общества;
  • проявлять любознательность, инициативу в вопросах познания окружающего мира;
  • владеть базовыми навыками для получения знаний, уметь организовать самостоятельную учебную деятельность;
  • быть способным самостоятельно оценить учебную деятельность;
  • отвечать за свои слова и поступки перед членами семьи, педагогами, представителями общественности;
  • проявлять доброжелательность по отношению к другим детям и взрослым, уметь вести беседу, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • следовать общепринятым правилам безопасности, вести здоровый образ жизни. 

Реализация ФГОС начального общего образования достигается за счет мотивации младших школьников к самостоятельным учебным действиям, организации активного взаимодействия учащихся с педагогами в рамках учебной и внеучебной деятельности. Также новые стандарты предусматривают изменения в порядке проведения:

  • оценивания результатов учебной деятельности (при выставлении отметок учитываются не только усвоенные учащимися знания, навыки и умения, но и метапредметные результаты обучения);
  • аттестации учителей начального образования (члены аттестационной комиссии уделяют особое внимание умению педагогов управлять учебной деятельностью младших школьников);
  • аттестации школ (проверяющие обязаны контролировать организацию перехода образовательной организации к реализации ФГОС НОО).

Реализация ФГОС начального общего образования: системно-деятельностный подход

В основу ФГОС начального общего образования положен системно-деятельностный подход в образовании, являющийся концептуально новым образовательным решением. Теоретики начального образования считают, что формирование у детей способности к самостоятельной деятельности, отдельных навыков и умений, происходит только во время деятельности. Невозможно научится писать, не беря ручку в руки. Также нельзя усвоить систему письма без знания, как пишутся отдельные элементы, без систематических тренировок, способствующих закреплению полученных навыков. Таким образом, формирование практического опыта через деятельность включает такие обязательные этапы:

  1. Получение первичного опыта, мотивации на успешное достижение поставленного результата (через создание ситуаций учебного успеха). 
  2. Формирование алгоритма действия через установление связей с первичным опытом. 
  3. Тренировка, самоконтроль действий и самокоррекция. 
  4. Контроль. 

Применение системно-деятельностного подхода в начальном образовании предусматривает прохождение школьниками всех этих этапов на каждой отдельной ступени образовательной деятельности, в рамках всех предметных дисциплин. Благодаря этому в процессе учебной деятельности удается выработать не предметные, а надпредметные алгоритмы действия, которые позволят обеспечить базу для самостоятельного развития учащихся в будущем: сформировать навыки проектирования, самоконтроля, самокоррекции, поиска информации, работы с текстами, постановки учебных задач и разработки плана для их поступательного достижения. 

ФГОС начального общего образования: формирование УУД и ИКТ

Применение системно-деятельностного подхода предусматривает не только успешное освоение учащимися знаний, предусмотренных программными требованиями, но и формирование умений самостоятельного поиска учебной информации и ее использования. Достижение таких результатов становиться возможным только в условиях формирования универсальных учебных действий (УУД) — общих (надпредметных) действий, которые принято разделять на:

  • личностные, определяющие готовность к жизненному самоопределению (знание правил поведения в обществе, социальных и эстетических норм, понимание следствий поступков, ориентация в межличностных отношениях);
  • регулятивные (умение планировать последовательность учебных действий, способность к самоконтролю и самокоррекции);
  • познавательные (самостоятельное определение познавательных целей, умение осуществлять информационный поиск и структурировать полученную информацию, определение эффективных способов решения образовательных задач, умение выделять в тексте ключевую информацию и сжато пересказывать ее);
  • коммуникативные (планирование сотрудничества с одноклассниками и педагогами, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи, способность к конструктивному преодолению конфликтных ситуаций). 

Для реализации требований ФГОС к начальному образованию необходима ориентация младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных технологий является естественным способом формирования УУД, который уже широко используется во многих образовательных организациях. 

В условиях внедрения ФГОС НОО отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете, могут проводится организационно-деятельностные игры на местности

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль