Внеурочная деятельность в современной школе

2202

Школьное обучение является одним из наиболее значимых периодов в жизни каждого человека — периодом, определяющим формирование привычек и жизненных ориентиров, индивидуальную успешность, способность к дальнейшему самосовершенствованию и самообразованию. 

Особенности организации процесса обучения во многих современных образовательных организациях (далее — ОО) обуславливают использование урочной деятельности исключительно для прохождения пунктов основной программы, выполнения типичных заданий и использования алгоритмических действий. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) позволяет решить проблему недостатка времени для всестороннего и гармоничного воспитания школьников через организацию внеурочной деятельности. 

Под внеурочной деятельностью принято понимать любой вид учебной или воспитательной работы, осуществляемой в свободной форме и нацеленной на достижение результатов, предусмотренных основной образовательной программой начальной школы. В связи с введением стандартов второго поколения значимость внеурочной деятельности в школе возрастает, ведь именно ФГОС закрепляет обязанности ОО по ведению данного вида образовательной работы. 

Направления и виды внеурочной деятельности

В соответствии с новыми образовательными стандартами внеурочная деятельность должна быть направлена на создание условий для всестороннего и гармоничного развития детей школьного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных потребностей. Эта форма организационной работы позволяет стимулировать развитие познавательной активности, коммуникативности, нравственности, обеспечить уверенный процесс адаптации ребенка в коллективе, социуме. 

Организация внеурочной деятельности позволяет создать эмоционально наполненную среду для учащихся и педагогов, вернуть интерес детей к познавательной и исследовательской деятельности. С целью обеспечения оптимальных условий для развития каждого ребенка в базисном плане выделены такие направления ведения внеурочной деятельности:

  • проектное;
  • научно-познавательное;
  • художественно-эстетическое;
  • военно-патриотическое;
  • общественно-полезная деятельность;
  • спортивно-оздоровительное.

Эти направления при организации школьной внеурочной работы нужно оценивать как базисные ориентиры, которые следует расширить различными видами деятельности:

  • игровой;
  • досугово-развлекательной;
  • туристско-краеведческой деятельности;
  • трудовой;
  • художественным творчеством;
  • техническим творчеством и конструированием;
  • проблемно-ценностным общением и другими. 

Руководителям ОО и педагогам важно понимать взаимосвязь между направлениями и видами внеурочной деятельности, которые во многом взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга. Отдельные виды внеурочной работы могут использоваться для достижения воспитательно-образовательных целей практически в любом направлении. Немаловажно, что важные виды внеурочной деятельности (игровая, досугово-развлекательная) не нашли отражения в направлениях, что может привести к их полному игнорированию при планировании педагогической работы, как следствие — снизить интерес школьников к дополнительным образовательным инициативам. 

Особенности реализации внеурочной деятельности в современной школе

Внеурочная педагогическая работа в образовательной организации должна выстраиваться линейно, в соответствии с требованиями ФГОС, кадровым потенциалом и материально-технической базой школы, образовательными потребностями детского контингента и пожеланий родителей школьников (таблица 1).

Таблица 1

Рабочая группа  Функции
Административно-координационная Проводит оценку кадровых, материальных, технических ресурсов школы, необходимых для организации внеурочной работы, обеспечивает создание всех необходимых условий, взаимодействие с организациями дополнительного образования школьников. 
Консультативно-методическая Обеспечивает подготовку методической базы по внеурочной деятельности, осуществляет проведение инструктивной и консультативной работы с педагогами. 
Педагоги, педагоги дополнительного образования Осуществляют реализацию содержания внеурочной работы по направлениям в классах или небольших группах.

На этапе утверждения учебного плана, регламентирующего ведение всех видов образовательной деятельности, важно предусмотреть кадровое обеспечение внеурочных образовательных групп с учетом возраста школьников. Например, занятия после основной урочной деятельности в начальной школе могут вести классные руководители — такая модель работы способствует глубокому знакомству учителя с детьми, обеспечивает благоприятные условия для адаптации, приобщения ребенку к школьной жизни. Внеурочную работу со старшими школьниками должны вести педагоги-предметники или педагоги дополнительного образования, которые владеют глубокими познаниями в рамках отдельных дисциплин, могут развить таланты одаренных детей или заинтересовать школьников нестандартными видами обучения.

Оценивание ведения внеурочной деятельности

Для обеспечения оптимальных условий развития школьников важно оценивать эффективность и результативность ведения внеурочной деятельности, а также различать эти два понятия. 
Результативность — работа на достижение определенных целей, итог того, что стало непосредственным итогом внеурочной деятельности. Например, школьник благодаря участию в туристическом походе не только детально познакомился с особенностями рельефа, достопримечательностями и культурным наследием родного края, но и приобрел новые знания о себе и мире, развил коммуникативные и социальные навыки, приобрел опыт самостоятельной и командной работы.  

Эффективность является последствием результата. Так, приобретенный опыт туристической деятельности влияет на формирование личности в целом, позволяет переоценить жизненные ориентиры и способствует становлению идентичности ребенка. Цель проведения внеурочной деятельности в школе — обеспечить не только краткосрочную результативность, а добиться эффективности такого вида работы, способствовать всестороннему развитию школьников, воспитанию ответственных, сознательных граждан. 

Классификация результатов внеурочной деятельности в школе

Результаты внеурочной деятельности принято дифференцировать по трем уровням:

  1. Первый уровень: приобретение обучающимися общих знаний (например, в рамках ведения воспитательной деятельности — приобретение знаний о жизни социума, приемлемых и неприемлемых формах общественного поведения; в рамках работы по спортивно-оздоровительному профилю — понимание правил здорового образа жизни, знание действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья). 
  2. Второй уровень: принятие и осознание полученных знаний, формирование положительного отношения к ним (так, школьник, видящий эффективность использования конкретных приемов общения, будет стремиться овладеть ими и улучшить коммуникативные навыки).
  3. Третий уровень: получение самостоятельного опыта (например, успешное применение навыков ориентирования на местности во время туристического похода).

Дифференциация уровней результатов внеурочной деятельности способствует эффективной разработке образовательных программ с четким определением результата и форм работы, позволяет выстраивать логику перехода от одного уровня результативности к другому, добиться эффективности внеурочной работы в целом. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль