Внеурочная деятельность в современной школе

4551

Школьное обучение является одним из наиболее значимых периодов в жизни каждого человека — периодом, определяющим формирование привычек и жизненных ориентиров, индивидуальную успешность, способность к дальнейшему самосовершенствованию и самообразованию. 

Особенности организации процесса обучения во многих современных образовательных организациях (далее — ОО) обуславливают использование урочной деятельности исключительно для прохождения пунктов основной программы, выполнения типичных заданий и использования алгоритмических действий. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) позволяет решить проблему недостатка времени для всестороннего и гармоничного воспитания через организацию внеурочной деятельности школьников

Под внеурочной деятельностью принято понимать любой вид учебной или воспитательной работы, осуществляемой в свободной форме и нацеленной на достижение результатов, предусмотренных основной образовательной программой начальной школы. В связи с введением стандартов второго поколения значимость внеурочной деятельности в основной школе по ФГОС возрастает, ведь именно ФГОС закрепляет обязанности ОО по ведению данного вида образовательной работы. 

Направления и виды внеурочной деятельности

В соответствии с новыми образовательными стандартами внеурочная деятельность должна быть направлена на создание условий для всестороннего и гармоничного развития детей школьного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных потребностей. Эта форма организационной работы позволяет стимулировать развитие познавательной активности, коммуникативности, нравственности, обеспечить уверенный процесс адаптации ребенка в коллективе, социуме. 

Организация внеурочной деятельности позволяет создать эмоционально наполненную среду для учащихся и педагогов, вернуть интерес детей к познавательной и исследовательской деятельности. С целью обеспечения оптимальных условий для развития каждого ребенка в базисном плане выделены такие направления ведения внеурочной деятельности:

  • проектное;
  • научно-познавательное;
  • художественно-эстетическое;
  • военно-патриотическое;
  • общественно-полезная деятельность;
  • спортивно-оздоровительное.

Эти направления при организации школьной внеурочной работы нужно оценивать как базисные ориентиры, которые следует расширить различными видами деятельности:

  • игровой;
  • досугово-развлекательной;
  • туристско-краеведческой деятельности;
  • трудовой;
  • художественным творчеством;
  • техническим творчеством и конструированием;
  • проблемно-ценностным общением и другими. 

Руководителям ОО и педагогам важно понимать взаимосвязь между направлениями и видами внеурочной деятельности, которые во многом взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга. Отдельные виды внеурочной работы могут использоваться для достижения воспитательно-образовательных целей практически в любом направлении. Немаловажно, что важные виды внеурочной деятельности (игровая, досугово-развлекательная) не нашли отражения в направлениях, что может привести к их полному игнорированию при планировании педагогической работы, как следствие — снизить интерес школьников к дополнительным образовательным инициативам. 

Особенности реализации внеурочной деятельности в современной школе

Внеурочная педагогическая работа в образовательной организации должна выстраиваться линейно, в соответствии с требованиями ФГОС, кадровым потенциалом и материально-технической базой школы, образовательными потребностями детского контингента и пожеланий родителей школьников (таблица 1).

Таблица 1

Рабочая группа  Функции
Административно-координационная Проводит оценку кадровых, материальных, технических ресурсов школы, необходимых для организации внеурочной работы, обеспечивает создание всех необходимых условий, взаимодействие с организациями дополнительного образования школьников. 
Консультативно-методическая Обеспечивает подготовку методической базы по внеурочной деятельности, осуществляет проведение инструктивной и консультативной работы с педагогами. 
Педагоги, педагоги дополнительного образования Осуществляют реализацию содержания внеурочной работы по направлениям в классах или небольших группах.

На этапе утверждения учебного плана, регламентирующего ведение всех видов образовательной деятельности, важно предусмотреть кадровое обеспечение внеурочных образовательных групп с учетом возраста школьников. Например, занятия после основной урочной деятельности в начальной школе могут вести классные руководители — такая модель работы способствует глубокому знакомству учителя с детьми, обеспечивает благоприятные условия для адаптации, приобщения ребенку к школьной жизни. Внеурочную работу со старшими школьниками должны вести педагоги-предметники или педагоги дополнительного образования, которые владеют глубокими познаниями в рамках отдельных дисциплин, могут развить таланты одаренных детей или заинтересовать школьников нестандартными видами обучения.

Оценивание ведения внеурочной деятельности

Для обеспечения оптимальных условий развития школьников важно оценивать эффективность и результативность ведения внеурочной деятельности, а также различать эти два понятия. 
Результативность — работа на достижение определенных целей, итог того, что стало непосредственным итогом внеурочной деятельности. Например, школьник благодаря участию в туристическом походе не только детально познакомился с особенностями рельефа, достопримечательностями и культурным наследием родного края, но и приобрел новые знания о себе и мире, развил коммуникативные и социальные навыки, приобрел опыт самостоятельной и командной работы.  

Эффективность деятельности школы является последствием результата. Так, приобретенный опыт туристической деятельности влияет на формирование личности в целом, позволяет переоценить жизненные ориентиры и способствует становлению идентичности ребенка. Цель проведения внеурочных занятий в школе — обеспечить не только краткосрочную результативность, а добиться эффективности такого вида работы, способствовать всестороннему развитию школьников, воспитанию ответственных, сознательных граждан. 

Классификация результатов внеурочной деятельности в школе

Результаты внеурочной деятельности в образовательном учреждении принято дифференцировать по трем уровням:

  1. Первый уровень: приобретение обучающимися общих знаний (например, в рамках ведения воспитательной деятельности — приобретение знаний о жизни социума, приемлемых и неприемлемых формах общественного поведения; в рамках работы по спортивно-оздоровительному профилю — понимание правил здорового образа жизни, знание действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья). 
  2. Второй уровень: принятие и осознание полученных знаний, формирование положительного отношения к ним (так, школьник, видящий эффективность использования конкретных приемов общения, будет стремиться овладеть ими и улучшить коммуникативные навыки).
  3. Третий уровень: получение самостоятельного опыта (например, успешное применение навыков ориентирования на местности во время туристического похода).

Дифференциация уровней результатов внеурочной деятельности способствует эффективной разработке образовательных программ с четким определением результата и форм работы, позволяет выстраивать логику перехода от одного уровня результативности к другому, добиться эффективности внеурочной работы в целом. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 25 апреля 2017 г.
  • Права и обязанности родителей в образовательной деятельности

  • Пуляева Елена Валерьевна
    Вед. науч. сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

    Участвовать


Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль