Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

32

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья регулируется нормами нового законодательства, которое определяет деятельность образовательных организаций. В первую очередь, речь идет о федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 12 декабря 2012 года. В отличие от действующего ранее закона «Об образовании» 1992 года, в новом законе появилась отдельная статья, посвященная особенностям получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В остальном тексте документа также встречаются нормы, которые относятся к образованию этих детей.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья: основные термины

В законе освещены основные понятия, которые касаются получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрим основные термины. Под обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются физические лица, которые имеют недостатки в физическом либо в психическом развитии. Эти недостатки подтверждены психологами из педагогической комиссии и признаны таковыми, что препятствуют получению образования, если не создать специальные условия.

Это определение включает три важных составляющих:

  • наличие недостатка в развитии;
  • недостаток препятствует получению образования по обычным нормам в обычных условиях;
  • первые два фактора подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией.

Такое подробное определение понятия позволяет избежать многих вопросов и недопонимания при определении детей с ограниченными возможностями здоровья и способов получения ими образования.

Адаптированной образовательной программой называет та, что адаптирована для обучения физлиц с ограниченными возможностями здоровья и учитывает их индивидуальные возможности, особенности психофизического развития, а при необходимости может обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию этих лиц.

В законе сохранен принцип, который всегда существовал: дети с ограниченными возможностями здоровья не исключены из системы общего образования. В 17 статье старого закона было указано, что на базе основных общеобразовательных разрабатываются программы для этих детей.

В новом законе понятие адаптированной образовательной программы относится и к общему, и к профессиональному образованию.

Еще одно важное понятие в вопросах получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья – это «инклюзивное образование». Под этим понятием следует понимать обеспечение равного доступа к образованию всем обучающимся. Здесь учитываются и разнообразие, особые образовательные потребности, и индивидуальные возможности.

В России инклюзивное образование воспринимается, в основном, только относящимся к детям-инвалидам, а также детям с ограниченными возможностями здоровья.

Однако при разработке закона в части получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в это понятие вкладывалось более широкое значение, распространенное в мире. В международном сообществе инклюзивное образование представляет собой общую технологию, которая должна обеспечивать реализацию проекта ЮНЕСКО «Образование для всех».

С 70-х годов ЮНЕСКО проводило исследования, в ходе которых выяснилось, что в мире большое количество детей совсем не получает образование. Сюда относятся разные категории детей: дети беженцев, девочки в мусульманских странах, дети-солдаты, а также дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предусматривает обеспечение равного доступа к образованию для всех подобных категорий детей.

Право на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и государственные гарантии реализации этого права

В 5 статье закона, которая называется «Право на образование и государственные гарантии реализации права на образование», нормы, касающиеся детей с ограниченными возможностями здоровья, выделены отдельной частью и изменены по сравнению со старым законом.

В старом законе получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования гарантировалось, вне зависимости от состояния здоровья гражданина. То есть получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья гарантировалось государством. В новом законе учитываются Положения Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую ратифицировала Россия, и формулировка была изменена. В нем указано, что для реализации права каждого гражданина на получение качественного образования государство должно создавать необходимые условия без дискриминации лицам с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, должны создаваться условия, позволяющие корректировать нарушения в развитии, а также социальной адаптации. Здесь могут использоваться специальные педагогические подходы, создаваться условия с использованием наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения. При этом должна быть создана такая обстановка, которая максимально способствует получению образования и социальному развитию.

Что следует понимать под использованием подходящих языков? Это, в первую очередь, язык жестов, более широкого использования которого добиваются сообщества глухих.

Таким образом, современное законодательство существенно расширило проработку вопроса получения инклюзивного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, что должно дать толчок более активному развитию этого направления в современной школе.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль