Категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Их права и льготы

20

В 79 статье федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перечисляются категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся глухие, оглохшие, слабослышащие, слабовидящие, слепые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие.

Наряду с привычными категориями в законе встречаются такие, которые требуют более детального рассмотрения. Одной из таких категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются дети с расстройствами аутистического спектра. Это новая, не очень хорошо проработанная в нормативных документах категория, хотя существуют отработанные методики и практики для работы с такими детьми. Включение этой категории в закон говорит о том, что работа с ними будет совершенствоваться дальше.

Дети со сложными дефектами – тоже новая категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая на самом деле всегда существовала, только не озвучивалась как отдельная. Дети, которые в нее включены рассматривались как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по тому или иному ведущему дефекту. Здесь речь может идти, в первую очередь, о детях с умственной отсталостью: глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих или с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для них в школах создаются отдельные классы, которые раньше назывались вспомогательными, а теперь – специальными.

Однако появились другие категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это дети со сложными дефектами, в понимании которых пока нет однозначности. Проблема требует решения, ведь с разными категориями детей нужно применять различную методику.

Новый закон об образовании вводит еще одно понятие, которое облегчает образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Это понятие «организации, осуществляющие обучение» и оно больше актуально для не образовательных учреждений. Ее введение открывает широкие возможности обучать детей в учреждениях социального обслуживания, например, где они проводят длительный промежуток времени. Раньше у таких учреждений были проблемы с узакониванием образовательной деятельности. Однако сейчас детские дома-интернаты могут получать лицензию на ведение образовательной деятельности, при необходимости, аккредитацию, а также выдавать документы, аналогичные тем, которые выдают коррекционные учреждения восьмого вида (для умственно отсталых).

Основные права обучающихся с ОВЗ

Основные права обучающихся с ОВЗ и меры их социальной поддержки закреплены в статье 34 закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, там указано, что обучающимся должны быть предоставлены академические права, в том числе, на предоставление условий для обучения, учитывая особенности их психофизического развития, а также состояния здоровья. При необходимости дети могут получить социальную, педагогическую и психологическую помощь, бесплатную психолого-медико-педагогической коррекцию.

Это достаточно важное право обучающихся с ОВЗ, которое, с одной стороны, законодательно устанавливает обязательства государства бесплатно оказывать психолого-медико-педагогическую коррекцию, а с другой стороны, закрепляет право обучающегося на получение психолого-медико-педагогической коррекции бесплатно.

Здесь возникает вопрос об объеме психолого-медико-педагогической коррекции. Он частично должен быть разрешен при разработке специального федерального государственного образовательного стандарта. Ведь образовательный стандарт включает в себя три требования:

  • к структуре программы,
  • к условиям ее реализации,
  • к результатам ее освоения.

Здесь стоит помнить, что в рамках реализации прав обучающихся с ОВЗ в структуре образовательной программы обязательно должны предусматриваться специальные предметы, часы или занятия, отданные психолого-медико-педагогической коррекции, без которой ребенок не освоит общеобразовательную программу.

Какие льготы могут получать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья? В первую очередь, это государственная социальная стипендия, которая была и раньше. Она назначается студентам учреждений профессионального образования, которые являются детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства.

Новым здесь будет включение студентов, которые являются инвалидами с детства. Ранее возникал ряд вопросов, например, слабослышащий ребенок до 18 лет имел статус ребенка-инвалида, а в 18 лет ему давали III группу инвалидности по причине «инвалид с детства». Он сразу же лишался целого комплекса льгот. Теперь закон говорит, что если такие дети поступают в учреждения профессионального образования, то им в обязательном порядке назначается государственная социальная стипендия.

Также к правам обучающихся с ОВЗ можно отнести то, что этим категориям в первоочередном порядке предоставляется жилье в образовательной организации. Это в большей степени касается профессиональных образовательных организаций и в меньшей – образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы.

Как видно, в новый закон «Об образовании в Российской Федерации» включены понятия и нормы, которые расширяют возможности в работе с различными категориями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, закрепляют их права и определяют меры социальной поддержки.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль