Права обучающихся с ОВЗ, их взаимодействие с родителями и педагогами

19

43 статья федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена вопросам обязанностей и ответственности обучающихся. Они установлены для всех категорий, но при этом есть отдельная часть, которая посвящена детям с ограниченными возможностями здоровья.

В частности, к правам обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью, задержкой психического развития относится то, что к ним не применяются меры дисциплинарного взыскания. К последним относятся замечания, выговоры, исключение из школы. Особенности детей с задержкой психического развития или умственной отсталостью в том, что они не всегда могут адекватно воспринимать ту или иную меру дисциплинарного взыскания. Поэтому по отношению к ним лучше использовать другие формы воспитательного воздействия.

Права обучающихся с ОВЗ: роль родителей или законных представителей в их обеспечении

В статье 44 закона описаны права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей и законных представителей несовершеннолетних обучающихся. В этой статье появились некоторые новшества, связанные с правами обучающихся с ОВЗ и родителей, на которые стоит обратить внимание.

Раньше у родителей всегда было право выбирать формы получения образования, формы обучения и образовательные учреждения, язык или языки обучения, факультативные и элективные предметы, когда речь шла о профессиональном образовании. Сейчас это право дополнено требованием учитывать мнение ребенка, а также рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. То есть, с одной стороны, это право сохранилось, а с другой стороны, внимание родителей дополнительно обращается на то, что если есть рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, то их следует учитывать. Когда речь идет о мнении ребенка, и мы имеем в виду некоторые категории детей с ограниченными возможностями здоровья, умственно отсталых детей, то это требование может терять свою актуальность.

У родителей обучающихся с ОВЗ появилось право присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссии, а также при обсуждении результатов обследования и формирования рекомендаций, полученных по результатам обследования. Родители могут высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Раньше такое право тоже было, но в другом виде. Если в состав психолого-медико-педагогической комиссии входил психиатр, то оказание психиатрической помощи нельзя было осуществлять без согласия родителей и законных представителей несовершеннолетних. Сейчас даже если в состав психолого-медико-педагогической комиссии не входит психиатр, родители все равно могут присутствовать при обследовании ребенка.

Права обучающихся с ОВЗ и ответственность педагогических работников

Права обучающихся с ОВЗ – это среди прочего еще и обязанности, ответственность педагогических работников. Так, законом установлено, что они должны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья. Кроме того, они обязаны соблюдать специальные условия, которые необходимы для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и при необходимости взаимодействовать с организациями здравоохранения. Это понятие, которое вводится только сейчас, является новым. Поскольку это прописано в законе, то несоблюдение данных требований может привести к судебным разбирательствам. Поэтому педагоги сейчас обязаны строить свою работу с учетом психофизического развития обучающихся и состояния их здоровья, чтобы не нарушать законные права обучающихся с ОВЗ.

Сегодня появляется все больше случаев, когда родители пытаются обжаловать в суде действия педагогических или административных работников. Такая норма обязывает педагогов работать не только по своей отработанной программе, но контролировать отдачу, насколько хорошо ребенок усваивает, почему что-то идет не так, как запланировано. Часто встречаются случаи, когда педагогические работники не уделяют должного внимания трудностям детей с освоением его предмета. В то время как определенные проблемы в усвоении могут быть показанием к взаимодействию с организациями здравоохранения. Выявлять такие проблемы должен именно педагог, как и в дальнейшем адаптировать свою программу таким образом, чтобы обучающийся усваивал посильный для него объем знаний.

Как видно, права обучающихся с ОВЗ закреплены законодательно, и их реализация влечет установление определенных обязанностей для родителей или законных представителей, а также педагогических работников.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль