Права обучающихся с ОВЗ, их взаимодействие с родителями и педагогами

45

43 статья федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена вопросам обязанностей и ответственности обучающихся. Они установлены для всех категорий, но при этом есть отдельная часть, которая посвящена детям с ограниченными возможностями здоровья.

В частности, к правам обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью, задержкой психического развития относится то, что к ним не применяются меры дисциплинарного взыскания. К последним относятся замечания, выговоры, исключение из школы. Особенности детей с задержкой психического развития или умственной отсталостью в том, что они не всегда могут адекватно воспринимать ту или иную меру дисциплинарного взыскания. Поэтому по отношению к ним лучше использовать другие формы воспитательного воздействия.

Права обучающихся с ОВЗ: роль родителей или законных представителей в их обеспечении

В статье 44 закона описаны права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей и законных представителей несовершеннолетних обучающихся. В этой статье появились некоторые новшества, связанные с правами обучающихся с ОВЗ и родителей, на которые стоит обратить внимание.

Раньше у родителей всегда было право выбирать формы получения образования, формы обучения и образовательные учреждения, язык или языки обучения, факультативные и элективные предметы, когда речь шла о профессиональном образовании. Сейчас это право дополнено требованием учитывать мнение ребенка, а также рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. То есть, с одной стороны, это право сохранилось, а с другой стороны, внимание родителей дополнительно обращается на то, что если есть рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, то их следует учитывать. Когда речь идет о мнении ребенка, и мы имеем в виду некоторые категории детей с ограниченными возможностями здоровья, умственно отсталых детей, то это требование может терять свою актуальность.

Web-семинар 13 апреля 2017

Коммуникация администрации ОО с родителями, органами государственной власти

Лектор — Феклин Сергей Иванович, Юрисконсульт, контрактный управляющий ГБОУ гимназии 1544, кандидат юридических наук.

На вебинаре мы обсудим:

  • Правовые основы взаимодействия школьной администрации и родителей обучающихся.
  • Правовой статус родителей обучающихся.
  • Договоры об образовании, заключаемые с родителями обучающихся.
  • Права, обязанности и ответственность родителей школьников.
  • Рассмотрение жалоб от родителей обучающихся администрацией школы.
  • Подготовка ответов на обращения органов власти.

У родителей обучающихся с ОВЗ появилось право присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссии, а также при обсуждении результатов обследования и формирования рекомендаций, полученных по результатам обследования. Родители могут высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Раньше такое право тоже было, но в другом виде. Если в состав психолого-медико-педагогической комиссии входил психиатр, то оказание психиатрической помощи нельзя было осуществлять без согласия родителей и законных представителей несовершеннолетних. Сейчас даже если в состав психолого-медико-педагогической комиссии не входит психиатр, родители все равно могут присутствовать при обследовании ребенка.

Права обучающихся с ОВЗ и ответственность педагогических работников

Права обучающихся с ОВЗ – это среди прочего еще и обязанности, ответственность педагогических работников. Так, законом установлено, что они должны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья. Кроме того, они обязаны соблюдать специальные условия, которые необходимы для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и при необходимости взаимодействовать с организациями здравоохранения. Это понятие, которое вводится только сейчас, является новым. Поскольку это прописано в законе, то несоблюдение данных требований может привести к судебным разбирательствам. Поэтому педагоги сейчас обязаны строить свою работу с учетом психофизического развития обучающихся и состояния их здоровья, чтобы не нарушать законные права обучающихся с ОВЗ.

Сегодня появляется все больше случаев, когда родители пытаются обжаловать в суде действия педагогических или административных работников. Такая норма обязывает педагогов работать не только по своей отработанной программе, но контролировать отдачу, насколько хорошо ребенок усваивает, почему что-то идет не так, как запланировано. Часто встречаются случаи, когда педагогические работники не уделяют должного внимания трудностям детей с освоением его предмета. В то время как определенные проблемы в усвоении могут быть показанием к взаимодействию с организациями здравоохранения. Выявлять такие проблемы должен именно педагог, как и в дальнейшем адаптировать свою программу таким образом, чтобы обучающийся усваивал посильный для него объем знаний.

Как видно, права обучающихся с ОВЗ закреплены законодательно, и их реализация влечет установление определенных обязанностей для родителей или законных представителей, а также педагогических работников.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль