Особенности организации получения образования детьми с ОВЗ

32

Статья 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена особенностям организации получения образования детьми с ОВЗ. В первой части статьи сказано, что содержание образования, а также условия, в которых организовывается воспитание и обучение детей с ОВЗ, определяются с учетом адаптированной образовательной программы, а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации.

Что следует понимать под таким понятием, как «адаптированная образовательная программа» и как она соотносится с детьми-инвалидами? В статье 2 дается определение адаптированной образовательной программы и указывается, что это программа, которая адаптирована для организации получения образования детьми с ОВЗ, а также учитывает их индивидуальные возможности, особенности психофизического развития и включает возможность проведения коррекции нарушений развития, способствует социальной адаптации этих лиц.

Кроме того, существует понятие примерной образовательной программы. Что имеется в виду? В 12 статье сказано, что если не установлено иное законом, то организация, которая ведет образовательную деятельность, может самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы. В случае дошкольного образования программу разрабатывают и утверждают в соответствии с ФГОС дошкольного образования, а также с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования. Это же относится и к основным образовательным программам.

Разработка примерных основных образовательных программ ведется, учитывая их уровень направленности по ФГОС, если иное не установлено законом. По результатам экспертизы они включаются в реестр примерных основных образовательных программ, который представляет информационную систему государства. Информация, которая содержится в этом реестре, является общедоступной и может свободно использоваться при организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Порядок и особенности разработки примерных основных образовательных программ, а также проведения их экспертизы, введения в реестр и так далее устанавливается федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен осуществлять функции в сфере образования.

То есть образовательная организация утверждает и разрабатывает свою программу в соответствии с ФГОС и с учетом примерных образовательных программ. Это сейчас реализовано в общеобразовательной школе: есть федеральный государственный стандарт общего образования и выпущенные издательством «Просвещение» примерные образовательные программы. Общеобразовательные учреждения на их основе могут разрабатывать программу для собственного использования.

Относительно детей с ограниченными возможностями здоровья, то они могут заниматься в отдельных самостоятельных организациях. При организации получения образования детьми с ОВЗ и разработке адаптированных программ организации тоже должны на что-то ориентироваться. По существу эти адаптированные образовательные программы являются разновидностью общеобразовательной.

Было бы правильно разрабатывать и издавать примерные адаптированные образовательные программы для основных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, например примерная адаптированная общеобразовательная программа для глухих, для слабослышащих и так далее. В этом случае каждое образовательное учреждение, где обучаются дети с ОЗВ, могло бы брать примерную программу и адаптировать ее с учетом индивидуальных особенностей своих учеников. При этом механизм разработки адаптированной основной образовательной программы будет примерно аналогичен механизму разработки общеобразовательной программы для обычной общеобразовательной организации.

Организации получения образования детьми с ОВЗ и индивидуальная программа реабилитации инвалида

При организации получения образования детьми с ОВЗ, а именно, детей-инвалидов, необходимо учитывать индивидуальную программу реабилитации, которая сама по себе не есть образовательной. Эти вопросы регулируются законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно статьей 18, которая посвящена образованию инвалидов. Именно в этой статье указано, что образование следует осуществлять с учетом и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида утверждалась приказом Минздравсоцразвития России 4 августа 2008 года №379-Н. Она составляется при проведении медико-социальной экспертизы с учетом комплексной оценки ограничения его жизнедеятельности и реабилитационного потенциала. При этом она создается с учетом его клинико-функциональных, психологических, социально-бытовых, профессионально-трудовых данные. Руководитель бюро медико-социальной экспертизы утверждает индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Реализация индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида может быть возложена на учреждения госслужбы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, а также образовательные учреждения, которые отвечают за организацию получения образования детьми с ОВЗ. При этом если речь идет о ребенке-инвалиде, то в форме ИПР есть раздел, касающийся мероприятий психолого-педагогической реабилитации. В нем определен комплекс действий образовательной организации в сфере обучения этого ребенка. Именно его образовательная организация должна учитывать при разработке адаптированной образовательной программы.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль