Особенности организации получения общего образования обучающимися с ОВЗ

14

Отдельная часть 79 статьи закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена особенностям организации получения общего образования обучающимися с ОВЗ.

Рассматривалась возможность издания отдельного нормативного акта об особенностях организации образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Но этот вариант отклонили, потому что в таком документе нужно было бы отразить особенности организации образовательной деятельности на всех уровнях образования, начиная от дошкольников, кончая послевузовским образованием. Сформировать такой документ, выстроить его логику достаточно сложно, как и избежать путаницы в понятийном аппарате и так далее. Поэтому было принято решение, что особенности организации получения общего образования обучающимися с ОВЗ будут отражены в виде разделов в аналогичных приказах по профессиональному образованию, по общему образованию, по дошкольному образованию.

Особенности организации общего образования обучающимся с ОВЗ различных категорий

30 августа 2013 года вышел приказ Минобрнауки №1015, в котором есть разделы, касающиеся особенностей организации получения общего образования обучающимися с ОВЗ.

В пункте 16 установлено, что образовательная деятельность по общеобразовательным, в том числе адаптированным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое установлено в образовательной организации.

Пунктами 23-24 определяется, что в образовательных организациях создаются спецусловия для получения общего образования обучающимися с ОВЗ. Дальше выделены некие общие условия, которые разделены по категориям детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, для обучающихся с ОВЗ по зрению – это:

  • адаптация сайтов образовательных организаций, которая учитывает потребности инвалидов по зрению и приводит их к международному стандарту доступности веб-сервисов и веб-контента;
  • размещение справочной информации о расписании учебных заняти,й лекций в доступных для слабовидящих и слепых обучающихся местах в адаптированной форме;
  • присутствие ассистента, который оказывает обучающемуся необходимую помощь;
  • выпуск альтернативных форматов печатных материалов – аудиофайлы или печатные издания с крупным шрифтом;
  • обеспечение для обучающегося, который является слепым и использует собаку-поводыря, доступа к зданию образовательного учреждения, места для собаки во время обучения самого обучающегося.

Также в приказе выделены некоторые особенности организации получения общего образования обучающимися с ОВЗ по слуху. К ним относится:

  • дублирование визуальной информацией звуковой справочной информации о расписании учебных занятий;
  • установка мониторов, на которых транслируются субтитры. Мониторы, их количество и размеры необходимо определять с учетом площади помещений.

Для обучающихся с ОВЗ, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, организация получения общего образования предусматривает обеспечение постоянного беспрепятственного доступа в учебные помещения, столовые, туалеты и другие помещения. Для этого используются пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, локальное понижение стоек барьеров, специальные кресла и другие приспособления.

Также в статье выделен отдельный раздел, которые касается организации получения общего образования всеми категориями обучающихся с ОВЗ. Он не дает исчерпывающих рекомендаций, но составлен в формулировках, которые должны применяться к каждой категории детей. Сюда относится, например, коррекция нарушения развития социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием наиболее подходящих языков, методов и способов общения. Это позволяет получить образование определенного уровня и направленности, а также способствует социальному развитию детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

Все эти нормы, которые закреплены законодательно, призваны улучшить качество образования и повысить образовательные результаты детей с ОВЗ, которые проходят обучение по программам общего образования, являющихся адаптированными.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль