Дифференциация положения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе образования

9

Приказ Минобрнауки №1015 от 30 августа 2013 года закрепляет дифференциацию положения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе обучения. Это касается всех категорий таких детей. Так, в документе установлено, то в образовательных организациях, где обучают слабослышащих детей, следует создавать два отделения. Это очень важно, потому система работы в этих отделениях построена на разных принципах и использует разные методики: для обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, и обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

Также установлено, что в образовательной организации для слепых и слабовидящих дети могут обучаться совместно. В редких случаях организовываются школы отдельно для слепых и отдельно для слабовидящих. В Российской Федерации насчитывает 17 школ для слепых, хотя в них учатся и слабовидящие.

В рамках дифференциации положения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в таких учреждениях допускается совместное обучение детей с пониженным зрением, амблиопией, косоглазием, которые нуждаются в офтальмологическом сопровождении. Основой обучения слепых является система Брайля, а для слабовидящих создаются несколько иные условия, например, учебники, распечатанные укрупненным шрифтом.

Следующая дифференциация положения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это дифференциация среди детей, имеющих тяжелые нарушения речи. В них тоже традиционно существовали, и утверждены этим приказом, два отделения: для обучающихся с общим недоразвитием речи и для заикающихся при нормальном развитии речи. Действительно, у заикающихся в целом речь развита нормально, нарушена только ее коммуникативная функция, то есть умение общаться при помощи речи. При этом связная речь, внутренняя речь, понимание речи у них может быть нормальным. Зачастую такие дети попадают в первое отделение, поскольку у них нет альтернативы.

В образовательных организациях для умственно отсталых детей, согласно приказу, создаются классы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Это существовало и раньше, а сейчас закреплено в рамках дифференциации положения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья заново.

Далее вводятся несколько новаций. Во-первых, допускается совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития. Во-вторых, совместное обучение по образовательным программам обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью. Существует оговорка: не более одного ребенка в один класс. Кроме того, для детей с расстройствами аутистического спектра должен быть специальный помощник, по крайней мере, на период адаптации их в школе.

Эти новации не претендуют на исчерпывающий подход, однако продолжают дело разработок и усовершенствований методик, систем работы с детьми с ОВЗ.

Положение о трудовом обучении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В приказе есть пункт 30, который относится, в первую очередь, к учреждениям для умственно отсталых, и регулирует один из важнейших аспектов – их трудовое обучение. В общей формулировке указано, что реализация адаптированных образовательных программ в части трудового обучения происходит исходя из региональных условий с учетом потребности в рабочих кадрах, положения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, особенностей и здоровья обучающихся, на основе выбора профиля труда, с учетом интересов родителей.

Установлены специальные условия: проведение лечебно-восстановительной, образовательной деятельности, коррекционных занятий. Кроме того, оговорен важный пункт, что несмотря на свободу, которая сейчас дана субъектам в определении штатного расписания, ставок, в частности учителей-логопедов, педагогов, психологов, существует определенный норматив. Он позволяет этим специалистам работать в комфортных условиях и получать достойную оплату труда.

Так, предусмотрено установление штатной единицы с учетом положения и количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • учителя-дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • тьютора, ассистента-помощника на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Эти нормативы актуальны и в условиях, когда ребенок обучается совместно с другими детьми в общеобразовательной организации, и в условиях, когда дети обучаются в специальной или коррекционной образовательной организации, собранные вместе по категориям.

Одна из частей статьи 79 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что положение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые проживают в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предусматривает полное государственное обеспечение: получение питания, одежды, обуви, мягкого и жесткого инвентаря. Другие обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Стоит отметить, что действующее законодательство не дает определения, что такое полное государственное обеспечение, когда речь идет о положении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Нормативы обеспечения права ребенка на образование, включая дополнительные особые условия, устанавливает субъект Российской Федерации. При этом он может по-своему трактовать понятие полного государственного обеспечения в разумных пределах.

Также предусмотрено бесплатное обеспечение обучающихся специальными учебниками, подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами, а также повышение их квалификации.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль