Способы планирования внутришкольного контроля и структура плана ВШК в школе

597

Основным подходом к планированию внутришкольного контроля (ВШК) является нормативно-правовая база федерального, регионального, муниципального уровня. Все нормативно-правовые акты и информационно-методические документы являются основанием планирования внутришкольного контроля. Говоря о документах институционального уровня, необходимо отметить локальные нормативные акты, в первую очередь, положение о ВШК. Необходимо обратить внимание на основные образовательные программы общего образования по уровням: годовой план работы образовательной организации, публичный доклад, отчёт о самообследовании в образовательной организации, а также действующие программы образовательной организации. Все эти составляющие прямым или косвенным образом находят отражение в плане ВШК в школе.

При выборе подхода к планированию внутришкольного контроля желательно учесть контроль за деятельностью административно-управленческого персонала образовательной организации и деятельностью вспомогательного персонала, поскольку трудовой коллектив образовательной организации состоит как из педагогических, так и непедагогических кадров. Также желательно учесть следующий фактор -  систематически проводить более глубокий и детальный анализ выполнения годового плана работы образовательной организации по нескольким направлениям. Это позволит выявить проблемные поля для того, чтобы на следующий период развития организации заложить план организации ВШК в школе. Также важной составляющей является анализ плана как самостоятельного компонента на определённый период. Оптимальным периодом являются последние три года. Это также позволит выявить болевые точки и усилить в текущем или в последующем учебном году для того, чтобы их разрешить. 

План ВШК в школе  может быть как самостоятельным, так и входить в состав годового плана работы образовательной организации. Подход и структуру годового плана  образовательная организация определяет самостоятельно. Принятое решение фиксируют, как правило, в заседании педагогического совета, далее, если это самостоятельный документ, план ВШК в школе утверждается соответствующим приказом. Если раздел ВШК является составляющей годового плана работы образовательной организации, то никакого самостоятельного приказа по утверждению плана ВШК в школе быть не должно.

Использование матрицы при планировании внутришкольного контроля

Матрица представляет собой циклограмму. В столбце по горизонтали указываются месяца от августа до июля. Для циклограммы берутся все месяцы учебного года, независимо от того, что в июле и августе у детей каникулы. Также необходимо выбрать объект и направление контроля. В качестве направлений целесообразно использовать те, которые были выявлены в результате анализа годового плана работы. Для работы над заполнением таблицы планирования внутришкольного контроля желательно иметь три карандаша: красный, зелёный и простой. 

Работая красным карандашом, указывается, что в конкретном месяце конкретное направление и объект контроля должны быть включены в матрицу. Это означает, что перенести их или убрать нельзя. Зелёный цвет значит, что контроль нужен по объекту или направлению, но месяц непринципиален, и можно перенести на следующие сроки. Простой карандаш означает, что контроль желателен, но необязателен, поэтому его можно либо передвинуть, либо снять вообще, чтобы не загружать планирование по внутришкольному контролю.

Матрица позволит наглядно увидеть реальность выполнения и соблюдение принципов ВШК: 

  • системности; 
  • всесторонности; 
  • планомерности; 
  • распределения нагрузки и среди членов администрации и руководителей структурных подразделений образовательной организации. 

Из этой матрицы впоследствии можно сделать самостоятельный план или циклограмму на каждого члена управленческой команды, которая поможет ему в дальнейшем в работе.

Структура плана ВШК в школе 

Структура определяется образовательной организацией самостоятельно. В структуру плана ВШК в школе, независимо от того, является ли он самостоятельным, либо входит отдельным разделом в годовой план работы, желательно включать графы с указанием исполнителя и ответственного. Это обеспечит подготовку кадрового резерва по горизонтали, и усилит ответственность исполнителя за порученным ему делом.

Годовой план ВШК в школе или его составляющие в годовом плане работы является обязательным документом образовательной организации. В образовательной организации имеется ряд сопутствующих документов, позволяющих структурировать деятельность по данному направлению: циклограмма и графики ВШК. Они могут быть распределены по направлениям, по функциям и по людям.

Образцы оформления разделов плана ВШК в школе

 Первый вариант – распределение по месяцам. На каждый месяц необходимо составить таблицу, в которую входит направление контроля, выделяются вопросы, подлежащие изучению, цель, методы и вид внутришкольного контроля, ответственный, а также результаты и место подведения итогов. 

Второй вариант основан на ежемесячном определении объекта и направлении организации внутришкольного контроля в школе и указании сроков. В данном подходе вместо цели, видов и методов указывается форма обсуждения и представления результатов. 

Третий вариант оформления плана ВШК в школе составляется с учетом детализации по каждому направлению контроля. Для него необходимо выбрать объекты контроля и прописать содержание контрольных действий. Также необходимо указать сроки, исполнителя и ответственных лиц. Третий образец позволяет увидеть, что конкретно будет проверяться, какие действия будет выполнять контролирующее лицо. 

Наличие годовой циклограммы позволяет увидеть занятость по каждому месяцу членов административной команды, увидеть, какие формы используются в рамках внутришкольного контроля, и каким образом соблюсти тайм-менеджмент в школе. 

На сегодняшний день существует ещё один подход к планированию внутришкольного контроля по уровням общего образования. Для этого необходимо указать уровень образования и вид контроля – фронтальный и так далее. Образовательная организация вправе выбрать тот подход к планированию, ту форму представления плана, которая ей удобна. Она также может составить свой подход к планированию ВШК в начальной школе. 

Планирование ВШК находится в компетенции образовательной организации, и решается на уровне образовательной организации либо коллегиально, либо маленькой группой, в которую входит управленческий персонал и руководители структурных подразделений. ВШК становится объектом контроля в рамках внешнего контроля. Внешний контроль проверяет качество подготовки на институциональном уровне, качество проведения ВШК и представления его результата, эффективность форм, методов и принятия управленческих решений, а также их исполнение. Для того, чтобы внешний контроль прошёл успешно, необходимо тщательно провести планирование и осуществление внутришкольного контроля.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль