Экономическая эффективность деятельности учреждений образования

34

Для оценки эффективности деятельности учреждений образования, прежде всего, должен существовать институт отчетности. И бюджетные, и автономные учреждения имеют обязательства по публичной отчетности. В этих обязательствах приводится план по финансово-хозяйственной деятельности, а затем отчет по выполнению этого плана. План финансово-хозяйственной деятельности должен быть размещен в открытом доступе, в большинстве случаев, на сайте. Если нет сайта, то в других открытых источниках. То есть образовательные учреждения становятся подотчетными не только учредителю, но и общественности, работают в рамках прозрачности, публичной отчетности.

План финансово-хозяйственной деятельности является важным документом при оценке экономической эффективности деятельности учреждений образования. В отличие от привычной сметы он представлен не только в табличной форме, но имеет еще и текстовую часть. В текстовой части указаны цели организации, виды деятельности, в том числе основная деятельность. Последнее особенно важно для автономных учреждений, поскольку учредитель передает средства для содержания имущества, необходимого для осуществления основных видов деятельности. Также текстовая часть должна содержать перечень услуг, которые могут оказываться на платной основе, балансовую стоимость и ее изменения.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Финансово-экономическая деятельность образовательной организации

  • продолжительнсть – 72 часа.
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 декабря 2016 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.


Текстовая часть предназначается, в основном, для того, чтобы представители общественности, которые не могут полностью разобраться в табличном представлении плана финансово-хозяйственной деятельности, могли почерпнуть необходимую информацию. В текстовую часть включается и обоснование расходов, в том числе на перспективу, с учетом демографической ситуации, планируемых в будущем участников образовательного процесса, выпусков. План финансово-хозяйственной деятельности увязывает содержательную работу учреждения и его ресурсное обеспечение, в первую очередь, финансовое, дает возможность проанализировать экономическую эффективность деятельности учреждений образования.

Кроме того, в текстовой части отражаются изменения, внесенные в устав, в перечень основных видов деятельности, перечень услуг, которые оказываются на платной основе, в балансовую стоимость. Текстовая часть должна пересматриваться ежегодно, как и табличная часть.

Оценка экономической эффективности деятельности учреждений образования

Какие существуют основные подходы при оценке эффективности использования бюджетных средств? Здесь следует понимать, что при такой оценке происходит соотнесение необходимости в финансовом обеспечении, предоставляемых ресурсов с теми достигнутыми содержательными результатами. То есть это не просто контроль распределения предоставленных средств, как это было в смете.

Существует несколько возможностей для оценки эффективности деятельности учреждений образования. Так, при сравнении между собой учреждений, расположенных на территории одного и того же муниципалитета, целесообразно сопоставлять результаты с обязательствами конкретного учреждения, которые были зафиксированы в самом задании. То есть учреждение сравнивается не с другими, а с теми обязательствами, которые оно взяло на себя, с теми показателями, которые заложены в задании учредителя.

Фактически происходит оценивание достижения показателей результата оказания бюджетной услуги, в которых сопоставляется фактическое достижение с плановым показателем. Для первого этапа делается сводный индекс по всем показателям и оценивается, насколько учреждение достигло запланированных результатов. Если при оценке эффективности деятельности учреждений образования достижение запланированных результатов заметно отличается от единицы, в этом случае будут существенные отклонения, которые не компенсируются при подсчете сводного индекса, потому что по каким-то показателям могло быть превышение обязательств, по каким-то недовыполнение.

Здесь следует выяснять причины неэффективности, невыполнения запланированных показателей. Показатели могут быть запланированы не только для достижения тех требований, которые заложены в стандарте, но и тех, которые связаны с эффективным контрактом, указами президента.

Если на достижение показателей использовано меньше ресурсов, то оценка эффективности деятельности учреждения образования будет высокой. Стоит отметить, что не предусмотрено изъятие сэкономленных бюджетных средств по субсидии, выданной на оказание услуг и выполнение работ. Они остаются в распоряжении самого учреждения и учитываются, как дополнительные ресурсы в плане финансово-хозяйственной деятельности на следующий год. На какие цели можно направить эти средства? На уставные цели, которые реализует образовательная организация.

Общая формула такова, что чем выше уровень достижения результата и меньше уровень использования бюджетных средств, тем выше оценка эффективности деятельности учреждений образования. То есть, эффективность понимается, как эффективность выполнения взятых на себя обязательств, в рамках выделенных объемов бюджетных средств.

Также при оценке эффективности использования бюджетных средств могут использоваться такие подходы, как:

  • сравнительная оценка эффективности учреждений между собой;
  • изменения в динамике самого учреждения от года к году;
  • сложные методы расчета, с использованием современных математических моделей.

Сравнения учреждений между собой может использоваться при составлении рейтингов, для определения, каким учреждениям можно дать поощрительную субсидию, стимулирующую субсидию на развитие. Общественный рейтинг составляется для того, чтобы продемонстрировать родителям положение школ. Здесь можно составлять отдельные рейтинги по кластерам, например, школы с углубленным изучением отдельных предметов или школы, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это очень важно для оценки, однако если речь идет об экономической эффективности деятельности школы, то внимание следует сосредотачивать на достижении показателей, которые зафиксированы в задании учредителя, за счет тех средств, которые были получены.

Общая оценка эффективности деятельности учреждений образования по контрактам не может включаться в оценку показателей по заданию. Когда речь идет об оценке эффективности деятельности контракта, важно учитывать, сколько было выполнено контрактов в соответствии с соблюдением всех требований к общему числу заключенных контрактов. Здесь эффективности деятельности учреждений образования тем выше, чем ближе к единице этот показатель. Экономия средств по заключенным контрактам находится в распоряжении учредителя. Учредитель может оставить ее в учреждении.

Учредитель заинтересован в сильном учреждении, обеспечивающем достижения не только по объему, а и по качеству заданных в задании параметрах. Именно этим учреждениям следует в первую очередь предоставлять бюджетные средства.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль