Ответственность и проблемы образовательного учреждения в новых условиях

13

Какова ответственность образовательных учреждений за ненадлежащее выполнение своих функций и неэффективное использование бюджетных средств? Выделяют три типа образовательных учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Получателями бюджетных средств, а не субсидий являются только казенные учреждения. На них напрямую распространяется действие Бюджетного кодекса, они финансируются по смете, все их дополнительные доходы являются неналоговыми доходами бюджета. Для этих образовательных учреждений предусмотрена полная ответственность за целевое использование средств.

Бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса. Они получают не бюджетные средства, а субсидии. Это значит, что на них не распространяются меры, связанные с административной, а также уголовной ответственностью за нецелевое расходование бюджетных средств, что справедливо для казенных учреждений. С момента регистрации бюджетные и автономные образовательные учреждения исключаются из числа субъектов правонарушений, несущих административную, а для должностных лиц –  уголовную ответственность.

Какая ответственность предусмотрена для бюджетных и автономных учреждений? Фактически единственная мера – в бесспорном порядке изъятие средств, по решению органа, который исполняет бюджет. К бюджетным и автономным учреждениям не могут применяться такие меры, как блокировка счетов, приостановка операций по счетам и т.д.

Если должностные лица исполняющего бюджет органа превышают свои полномочия в отношении учреждения, то они несут административную, дисциплинарную или уголовную ответственность. Их действия могут быть обжалованы в судебном порядке.

Какими нормативными документами регулируется ответственность образовательных учреждений разных типов? Основные изменения, которые касались бюджетных учреждений, вносились не в Бюджетный кодекс, а в Федеральный Закон N7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Что касается автономных учреждений, то это Закон N174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Бюджетный кодекс распространяется только на получателей бюджетных средств, на казенные учреждения.

Общие основания и общий порядок Бюджетного кодекса распространяются и на бюджетные, и на автономные учреждения, потому что они являются получателями субсидии и выполняют государственное и муниципальное задание. На них распространяются статьи 69.2, 78, 79.

Проблемы развития образовательного учреждения

Основной проблемой развития образовательного учреждения в переходном периоде остается то, что органам управления образования, финансистам, руководителям образовательных учреждений зачастую не хватает доверия друг к другу. Многие представители образовательных учреждений столкнулись с увеличением бюрократизации, усилением бумажной отчетности. Например, наряду с введением электронных форм отчетности отмены бумажных не происходит.

Еще одна проблема развития образовательного учреждения: направления, по которым идет финансовая отчетность, часто не совпадают с теми возможностями в свободе и самостоятельности управленческих решений, которые переданы образовательному учреждению. Поэтому финансовые органы рекомендуют делать план финансово-хозяйственной деятельности отдельно на каждую субсидию.

Необоснованное превышение полномочий, раздувание полномочий наблюдательных советов в отношении автономных учреждений – повсеместная проблема развития образовательного учреждения, которая встречается практически во всех регионах.

Нагрузка на педагогов по предоставлению отчетности увеличилась: сейчас они тратят на отчеты до 20% общего объема рабочего времени. Хотя специалисты отмечают, что такая нагрузка не должна превышать 10–15% рабочего времени. Это также сказывается на развитии образовательных организаций.

Централизация текущих управленческих функций, переход на передачу средств мелкими порциями не может привести к положительным результатам. Возникают риски подмены стратегических задач повышения качества образования, увеличения его конкурентоспособности задачами мелкого контроля, мелкой опеки, текущего контроля. Это консервирует низкое качество, а не обеспечивает его повышение.

Распространенная проблема развития образовательного учреждения – наступление на права автономных организаций, их заставляют переходить в казначейство. Функции наблюдательного совета фактически становятся функциями контроля текущей деятельности, хотя согласно закону, он утверждает крупные сделки, сделки с заинтересованностью и ежегодные отчеты. Во всем остальном у наблюдательного совета рекомендательный, совещательный голос. Это относится к изменению устава, открытия филиалов. План финансово-хозяйственной деятельности совет также не утверждает, а лишь дает заключение. Во многих регионах автономные учреждения заставляют делать закупки через муниципальные агентства.

Все эти проблемы развития образовательных учреждений повышают риск снижения эффективности, отдаляют внедрение современного управления по результату. Здесь следует отметить, что достижение качественного образования во многом опирается на руководителей образовательных организаций. Это очень большая и серьезная ответственность, и органы власти должны содействовать максимально благоприятному климату, для существования образовательных учреждений, находить возможности поддержки и раскрытия потенциала образовательных учреждений.

Совместная работа органов управления, родительских комитетов, общественных организаций с образовательными учреждениями – залог повышения качества образования. Здесь важным является введение в стратегическую команду экономистов, финансистов, юристов, которые смогут наладить конструктивный диалог на стадии планирования, обсуждения, принятия решений.     



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль