Особенности выполнения государственного задания учреждениями образования

17

При составлении и выполнении государственного задания учреждения образования и учредители руководствуются нормативами, которые рассчитываются отдельно для разных образовательных программ. Согласно 99 статьи 13 главы нового Закона «Об образовании в РФ», существует дифференциация нормативов в зависимости от уровня образования и специфики образовательной программы.

Как известно, сегодня в общем образовании выделено 4 четыре уровня: дошкольное, начальное общее, основное общее и полное среднее общее образование. По каждому уровню есть свой федеральный государственный образовательный стандарт, который учитывается при составлении государственного задания учреждениям образования. Нормативы по уровням дифференцированы и рассчитываются в соответствии со стандартом каждого уровня.

Стандарт старшей школы полномасштабно будет внедряться в 2020 году, но отдельные образовательные учреждения, регионы в пилотном режиме внедряют его с 2013 года. Масштабное внедрение стандарта начальной школы идет с 2012 года по всем образовательным учреждениям. В 2015 году началось внедрение стандарта основной школы.

Расчет нормативов делается по каждой услуге, зафиксированной в перечне образовательных услуг, которые устанавливает учредитель. Неважно, где реализовываются программы образования, они должны быть дифференцированы по нормативам. Это один из основных принципов формирования государственного задания учреждениям образования.

Нормативы дифференцируются не только по программам. Дифференциации могут быть связаны с категорией потребителей, например, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются по программе полной инклюзии, то есть наравне с другими детьми. При этом ученику может потребоваться сопровождающий, например, колясочник, или сопровождающий для слабовидящих. В этом случае расходы, связанные с конкретной категорией учащихся, дифференцируются не только в зависимости от той программы, но и в зависимости от категории потребителей.

Также в нормативах следует учитывать расходы, связанные с тем, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по отдельным программам, требуют другого педагогического персонала и объема учебных расходов.

Как можно учреждениям образования экономить бюджетные средства при выполнении государственного задания?

Многие учреждения образования сталкиваются с необходимостью экономить бюджетные средства при выполнении государственного задания. Субсидия, полученная по заданию учредителя и сэкономленная, должна оставаться в учреждении. Решение о дальнейшем использовании экономии от иной целевой субсидии принимается учредителем. А вот изымать субсидию по заданию или сокращать нормативы финансирования на следующий год, он не имеет права.

Как может учреждение образования сэкономить выделенные средства на выполнение государственного задания? Многие экономят за счет организации коммунального обслуживания, что может доходить до 30% экономии на коммунальных расходах. Для этого используются современные технические средства, переход на счетчики, использование уплотнителей мусора и пр. Эффективным способом также является оптимизация кадровой политики.

При экономии бюджетных средств и одновременном невыполнении задания, может возникнуть путаница и неверные трактовки относительного того, останутся ли сэкономленные средства в образовательном учреждении. Здесь роль руководителя сводится к тому, чтобы грамотно организовать документооборот и суметь защитить сэкономленные средства.

Ответственность учреждения образования за качество выполнения государственного задания

Бюджетным кодексом предусмотрена прямая ответственность учреждения образования за некачественное выполнение государственного задания. Учредитель имеет право приостановить или полностью прекратить финансирование задания, если показатели по объему и по качеству услуг не выполнены.

Здесь учредитель сталкивается с новой проблемой: если финансирование будет приостановлено или прекращено, кто будет выполнять государственные гарантии в отношении обучающихся, а также гарантии перед педагогами, работающими в образовательном учреждении. То есть при остановке финансирования на учредителя ложится ответственность за выполнение гарантий перед обучающимися и педагогами. При прекращении финансирования следует искать места для учеников в других школах, а также трудоустраивать педагогов. Все это довольно проблематично.

Кроме того, при обнаружении, что предоставляемые услуги ненадлежащего качества, учредитель может предписать меры, необходимые для повышения качества выполнения учреждением образования государственного задания. Однако оно зачастую связано с дополнительными расходами, а не с прекращением финансирования. Дополнительные расходы связаны с повышением качества работы педагогов и других категорий работников, переоснащением образовательного учреждения и пр.

Когда речь идет об ответственности, не лишним напомнить, что ответственность за обеспечение прав граждан на образование несет субъект РФ. То есть за организацию образования несет ответственность муниципалитет, а не только образовательная организация и учредитель.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль