Организация внутренней оценки качества образования: цели, задачи, принципы

70

Организация внутренней оценки качества образования неразрывно связана с внешней системой оценки, и зависима от нее в некоторой степени.

В свою очередь, внутренняя оценка уровня качества образования функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга, как основы управления образовательной деятельностью в учреждении образования. При этом важно акцентировать – внутренняя система оценки качества образования не есть внутришкольный контроль.

Следует различать сами понятия: контроль – это функция управленческая, оценка – соответствие полученных результатов требованиям.

Цели организации внутренней оценки качества образования  

Внутренняя система оценки направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки, а образовательные достижения учащихся входят в состав ОСОКО.

При формировании, коррекции, обеспечении функционирования системы оценки уровня качества образования учитываются:

  • федеральные требования к порядку проведения процедуры самоообследования образовательным учреждением;
  • параметры, которые используются в процессе федерального государственного контроля качества образования.

Основные цели внутренней системы оценки уровня качества образования в образовательной организации достаточно близки к целям ОСОКО, что вполне логично. Естественно, в каждой образовательной организации данные цели конкретизируются с учетом специфики образовательного учреждения, его традиций, а также на основании предшествующих результатов контроля и системы оценки качества образования – тех, которые были получены по результатам внутренней оценки.

Одна из целей организации внутренней оценки качества образования – прогнозирование развития образовательной системы организации.

При этом полученные результаты не должны рассматриваться просто как статистические данные, но должны использоваться в процессе принятия управленческих решений. Отслеживается их несоответствие требованиям, заявленным в рамках параметров, критериев и показателей. И уже на основании полученных данных выравнивают линию развития показателей образовательной организации:

  • что требуется изменить в образовательной программе;
  • как изменить планирование работы подразделений и объединений образовательной организации;
  • над чем усилить контроль в рамках конкретного вопроса, и так далее.

Методы достижения цели в системе внутренней оценки уровня качества образования

В процессе организации внутренней оценки качества образования ключевыми моментами могут стать: оценка уровня индивидуальных образовательных достижений учащихся; определение в рамках мониторинга исследований степени соответствия качества образования на различных его уровнях принятым образовательным стандартам. То есть все, что было запланировано в разделе образовательной программы «Планируемые результаты», и систему оценки этих результатов: как они коррелируют между собой, достигнуты или не достигнуты. Также выявляются факторы, влияющие на качество образования на уровне образовательного учреждения.

Для достижения цели организации внутренней оценки качества образования необходимо грамотно выстроить и определить задачи, поставленные в рамках внутренней системы оценки качества образования. Для конкретной образовательной организации какие-то из них будут общими, а какие-то – специфичными.

Для достижения каждой конкретной задачи организации внутренней оценки качества образования выстраивается планирование мероприятий. Это необходимо для того чтобы задача не повисла в воздухе, не была просто продекларирована или обозначена. Под каждую задачу, сформулированную в рамках функционирования или коррекции внутренней системы оценки качества образования в школе представляются конкретные мероприятия. Только при таком условии задача будет решена. И, соответственно – достигнута обозначенная цель.

Перечень предполагаемых задач может быть достаточно большим. Для их успешного решения требуется четко понимать – что конкретно требуется образовательному учреждению для организации внутренней системы оценки качества образования.

В качестве примера можно рассмотреть условно задачу – «Определение направления повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации, индивидуальным достижениям обучающихся».

Что, прежде всего, следует предпринять? Под эту глобальную задачу определяют более конкретизированное направление – например, «Развитие творческого потенциала педагогических кадров». Далее определяют конкретные мероприятия, которые способствовали бы развитию творческого потенциала педагогических кадров.

К таким мероприятиям в составе системы оценки уровня образования можно отнести повышение квалификации. Оно может быть плановым, как известно, повышение квалификации осуществляется один раз в три года. Согласно требованиям нового Закона об образовании, осуществляется повышение квалификации по актуальным проблемам образования. Например, на сегодняшний день весьма актуальны вопросы повышения квалификации в рамках среднего общего образования. Понятно, что педагог не может приступить к работе, если у него нет соответствующего повышения квалификации. И как можно требовать от него определенных результатов, если он не получил соответствующего обучения?

Задача повышения квалификации может выполняться в рамках организации внутренней оценки качества образования в школе по результатам диагностики, проведенной на институциональном уровне – то есть по фактически выявленным проблемам.

Прописывая год, месяц выполнения задачи и ответственных исполнителей, конкретизируют задачу мероприятиями, которые призваны способствовать достижению поставленной задачи.

Основные принципы организации внутренней оценки качества образования

Рассматривая цели и задачи внутренней системе оценки уровня качества образования, нельзя обойти вниманием принципы, которые лежат в основе или которые должны быть положены в основу построения этой системы.

Перечислим их:

  • объективность;
  • достоверность;
  • реалистичность требований;
  • норма показателей качества;
  • открытость и прозрачность процедуры оценки;
  • рефлексивность и оптимальность;
  • инструментальность и технологичность.

Все участники и стороны образовательных отношений (педагоги, учащиеся, родители или законные представители, члены управляющего совета, коллегиального управления, иных коллегиальных органов управления) должны понимать и грамотно осуществлять процедуры оценки уровня качества образования. Каждая из оценочных процедур должна или может быть взаимодополнена.

Открытость и прозрачность процедуры оценки уровня качества образования означает – вся информация, полученная по ходу, должна быть доступной для всех групп потребителей. Она дозируется в зависимости от ожидаемых результатов, от того, что прописано в локальном нормативном акте, от того, для каких групп эти результаты интересны и востребованы. Здесь также используются эффективные механизмы предоставления информации.

Рефлексивность и оптимальность оценки уровня качества образования означает – не следует использовать избыточное количество показателей, а только те, которые наиболее удобны и эффективны в работ.

Инструментальность и технологичность оценки уровня качества образования – это принцип минимизации системы показателей, с учетом потребностей разных уровней управления.

Важнейший принцип организации внутренней оценки качества образования – соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки.

В связи с этим, когда речь идет о принципах организации внутренней оценки качества образования, важно акцентировать на необходимости их фиксирования в нормативной документации образовательной организации и на том, что все участники образовательных отношений знали о них, знали об их содержании и пользовались ими при различных процедурах.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль