Внутришкольный контроль качества образования и внутренний мониторинг

1715

Формирование или совершенствование внутренней системы оценки качества образования на институциональном уровне требует не только готовности руководства к данному виду деятельности, но и четкого понимания всеми участниками образовательных отношений (и педагогами в частности) назначения каждого из компонентов.

Что есть внутришкольный контроль качества образования. Что есть внутренний мониторинг качества образования в школе. Какие данные можно использовать, например, по результатам внутреннего контроля в рамках внутришкольной системы оценки качества образования. Как минимизировать затраты внутришкольного контроля, используя в качестве инструмента и как средства мониторинг качества образования.

Внутришкольный контроль над качеством образовательной системы

Прежде всего, остановимся на характеристике внутришкольного контроля. Цель внутришкольного контроля качества образования – контроль над состоянием образовательной системы.

Поскольку текущий контроль в школе является одной из управленческих функций, то в рамках внутишкольного контроля качества:

  • изучается состояние образовательной системы;
  • обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности;
  • формируется информации для принятия внутренних управленческих решений.

Направление внутришкольного контроля качества здесь взято в качестве примера. Можно взять и другие направления, в зависимости от того, какие используются подходы к структурированию направлений, к объектам контроля в школе и предметам – к структурированию планов внутришкольного контроля.

Предлагаем использовать направление, созвучное с требованиями стандарта, поскольку на сегодняшний день желательно соотносить цель контроля с требованиями стандарта. Это касается и внутришкольного контроля качества над результатами освоения  основной образовательной программы общего образования по уровням – над образовательными достижениями обучающихся.

Необходимо осуществлять внутришкольный контроль над качеством условий реализации основной образовательной программы – определить, как условия, которые созданы в рамках реализации стандартов, влияют на качество образования.

Необходимо контролировать соответствие структуры и содержания образовательных программ требованиям стандарта. И, конечно же – качество процесса управления и реализации основной образовательной программы.

Задачи внутришкольного контроля качества в образовательной системе

Важно четко понимать, какими могут быть задачи внутришкольного контроля качества. И, если сравнить задачи внутришкольного контроля с задачами, которые внутренней оценки качества образования и мониторинга, то становится очевидным, что они в каких-то местах пересекаются. Это не случайно, поскольку построение внутришкольной системы оценки качества образования и процессы которые идут в образовательной организации должны быть согласованы с Федеральным стандартом.

Задачи – это выполнение требований Федерального государственного стандарта к структуре образовательных программ, к условиям их реализации, к исполнению законодательства в сфере образования, выявления нарушений и недостатков в деятельности образовательной организации.

Внутришкольный контроль качества образования обязательно предусматривает анализ реализации планов программ, действующих в образовательной организации. В том числе и программы развития, и основной образовательной программы. Осуществляется анализ причин, лежащих в основе допущенных нарушений и недостатков. То есть анализ должен быть проблемно-ориентированным – проблемы, причины, предложения по их решению.

Рассматривается эффективность результатов деятельности педагогических работников. Изучаются результаты управленческой педагогической деятельности. Разрабатываются предложения по распространению опыта, если в ходе внутришкольного контроля качества выявляются не только недостатки или недочеты, но и положительные моменты в работе – они обязательно присутствуют в работе любой образовательной организации.

Задачи внутреннего мониторинга качества образования в школе

Что касается внутреннего мониторинга качества образования в школе, то учреждения образования все-таки не должны отказываться от его применения. По результатам анализа содержания стандарта начального, среднего и общего и основного общего образования в образовательной организации должна быть продумана система мониторинговых процедур, которая согласуется с внутришкольным контролем качества. И одновременно является составляющей внутренней системы оценки качества.

Внутренний мониторинг качества образования в школе представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательной организации, основанному на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса и георесурсного обеспечения, а также полученных результатов.

Важно отметить, что направление внутреннего мониторинга качества образования в школе созвучно направлениям системы оценки качества – в рамках внутришкольномго контроля. Определение качества образовательных результатов есть процедура в рамках системы оценки достижений планируемых результатов, которые прописываются в образовательной программе, и выполняемая периодически – стартовая диагностика, промежуточная, итоговая и так далее.

Это качество образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса и качество условий, обеспечивающих образовательный процесс.

Цель внутреннего мониторинга качества образования в школе – получение своевременной, достоверной и полной информации о состоянии текущей основной деятельности либо по видам деятельности, необходимой для эффективного управления функционированием и развитием образовательной организации. В связи с этим важно понимать и учитывать – образовательные организации могут находиться на разных уровнях, в разной фазе – развития либо функционирования. Поэтому следует разделять конкретные цели мониторинга.

Задачи системы внутреннего мониторинга качества образования в школе:

  • систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации;
  • устранение неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по их достижению;
  • коррекция управленческой и педагогической деятельности на основе данных, полученных в ходе мониторинга;
  •  определение направления диагностики участников образовательных отношений по повышению качества образования и эффективного управления в образовательной организации.

Устранение в ходе внутреннего мониторинга качества образования в школе неполноты и неточности информации о качестве образования на этапе планирования имеет большое значение, поскольку на начало учебного года планируются результаты, которые предполагается получить на момент окончания учебного года – результаты освоения за учебный год части образовательной программы определенного уровня. Реальная, фактическая позиция – это и есть учебный план.

Самообследование школы по новому Закону об образовании

Согласно требованиям Закона 273 (п.13 ч.3 ст.28), в компетенции организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обязательная на сегодняшний день процедура – проведение самообследования, обеспечения функционирования внутришкольной системы оценки качества образования.

И здесь важно акцентировать на том, что самообследование школы по новому Закону об образовании не является системой оценки качества образования – это отдельная процедура на установление соответствия.

В процессе самообследования выполняется оценка:

  • образовательной деятельности;
  • системы управления образовательной организацией;
  • содержания и качества подготовки учащихся;
  • функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Отчет по самообследованию школы по новому Закону об образовании составляется ежегодно и рассматривается в установленном порядке – согласно ч. 3, 4 ст.30 ФЗ 273. Документ готовится к 1 августа и в обязательном порядке размещается на сайте образовательной организации к 1 сентября учебного года.

В процессе самообследования школы по новому Закону об образовании обязательно осуществляется и в описательной (текстовой) частипредоставляется оценка функционирования системы оценки качества образования.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 100%
  • нет 0%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль