Внутришкольный контроль качества образования и внутренний мониторинг

2172

Формирование или совершенствование внутренней системы оценки качества образования на институциональном уровне требует не только готовности руководства к данному виду деятельности, но и четкого понимания всеми участниками образовательных отношений (и педагогами в частности) назначения каждого из компонентов.

Что есть внутришкольный контроль качества образования. Что есть внутренний мониторинг качества образования в школе. Какие данные можно использовать, например, по результатам внутреннего контроля в рамках внутришкольной системы оценки качества образования. Как минимизировать затраты внутришкольного контроля, используя в качестве инструмента и как средства мониторинг качества образования.

Внутришкольный контроль над качеством образовательной системы

Прежде всего, остановимся на характеристике внутришкольного контроля. Цель внутришкольного контроля качества образования – контроль над состоянием образовательной системы.

Поскольку текущий контроль в школе является одной из управленческих функций, то в рамках внутишкольного контроля качества:

  • изучается состояние образовательной системы;
  • обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности;
  • формируется информации для принятия внутренних управленческих решений.

Направление внутришкольного контроля качества образования здесь взято в качестве примера. Можно взять и другие направления, в зависимости от того, какие используются подходы к структурированию направлений, к объектам контроля в школе и предметам – к структурированию планов внутришкольного контроля.

Предлагаем использовать направление, созвучное с требованиями стандарта, поскольку на сегодняшний день желательно соотносить цель контроля с требованиями стандарта. Это касается и внутришкольного контроля качества над результатами освоения  основной образовательной программы общего образования по уровням – над образовательными достижениями обучающихся.

Необходимо осуществлять внутришкольный контроль над качеством условий реализации основной образовательной программы – определить, как условия, которые созданы в рамках реализации стандартов, влияют на качество образования.

Необходимо контролировать соответствие структуры и содержания образовательных программ требованиям стандарта. И, конечно же – качество процесса управления и реализации основной образовательной программы.

Задачи внутришкольного контроля качества в образовательной системе

Важно четко понимать, какими могут быть задачи внутришкольного контроля качества. И, если сравнить задачи внутришкольного контроля с задачами, которые внутренней оценки качества образования и мониторинга, то становится очевидным, что они в каких-то местах пересекаются. Это не случайно, поскольку построение внутришкольной системы оценки качества образования и процессы которые идут в образовательной организации должны быть согласованы с Федеральным стандартом.

Задачи – это выполнение требований Федерального государственного стандарта к структуре образовательных программ, к условиям их реализации, к исполнению законодательства в сфере образования, выявления нарушений и недостатков в деятельности образовательной организации.

Внутришкольный контроль качества образования обязательно предусматривает анализ реализации планов программ, действующих в образовательной организации. В том числе и программы развития, и основной образовательной программы. Осуществляется анализ причин, лежащих в основе допущенных нарушений и недостатков. То есть анализ должен быть проблемно-ориентированным – проблемы, причины, предложения по их решению.

Рассматривается эффективность результатов деятельности педагогических работников. Изучаются результаты управленческой педагогической деятельности. Разрабатываются предложения по распространению опыта, если в ходе внутришкольного контроля качества выявляются не только недостатки или недочеты, но и положительные моменты в работе – они обязательно присутствуют в работе любой образовательной организации.

Задачи внутреннего мониторинга качества образования в школе

Что касается внутреннего мониторинга качества образования в школе, то учреждения образования все-таки не должны отказываться от его применения. По результатам анализа содержания стандарта начального, среднего и общего и основного общего образования в образовательной организации должна быть продумана система мониторинговых процедур, которая согласуется с внутришкольным контролем качества. И одновременно является составляющей внутренней системы оценки качества.

Внутренний мониторинг качества образования в школе представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательной организации, основанному на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса и георесурсного обеспечения, а также полученных результатов.

Важно отметить, что направление внутреннего мониторинга качества образования в школе созвучно направлениям системы оценки качества – в рамках внутришкольномго контроля. Определение качества образовательных результатов есть процедура в рамках системы оценки достижений планируемых результатов, которые прописываются в образовательной программе, и выполняемая периодически – стартовая диагностика, промежуточная, итоговая и так далее.

Это качество образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса и качество условий, обеспечивающих образовательный процесс.

Цель внутреннего мониторинга качества образования в школе – получение своевременной, достоверной и полной информации о состоянии текущей основной деятельности либо по видам деятельности, необходимой для эффективного управления функционированием и развитием образовательной организации. В связи с этим важно понимать и учитывать – образовательные организации могут находиться на разных уровнях, в разной фазе – развития либо функционирования. Поэтому следует разделять конкретные цели мониторинга.

Задачи системы внутреннего мониторинга качества образования в школе:

  • систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации;
  • устранение неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по их достижению;
  • коррекция управленческой и педагогической деятельности на основе данных, полученных в ходе мониторинга;
  •  определение направления диагностики участников образовательных отношений по повышению качества образования и эффективного управления в образовательной организации.

Устранение в ходе внутреннего мониторинга качества образования в школе неполноты и неточности информации о качестве образования на этапе планирования имеет большое значение, поскольку на начало учебного года планируются результаты, которые предполагается получить на момент окончания учебного года – результаты освоения за учебный год части образовательной программы определенного уровня. Реальная, фактическая позиция – это и есть учебный план.

Самообследование школы по новому Закону об образовании

Согласно требованиям Закона 273 (п.13 ч.3 ст.28), в компетенции организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обязательная на сегодняшний день процедура – проведение самообследования, обеспечения функционирования внутришкольной системы оценки качества образования.

И здесь важно акцентировать на том, что самообследование школы по новому Закону об образовании не является системой оценки качества образования – это отдельная процедура на установление соответствия.

В процессе самообследования выполняется оценка:

  • образовательной деятельности;
  • системы управления образовательной организацией;
  • содержания и качества подготовки учащихся;
  • функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Отчет по самообследованию школы по новому Закону об образовании составляется ежегодно и рассматривается в установленном порядке – согласно ч. 3, 4 ст.30 ФЗ 273. Документ готовится к 1 августа и в обязательном порядке размещается на сайте образовательной организации к 1 сентября учебного года.

В процессе самообследования школы по новому Закону об образовании обязательно осуществляется и в описательной (текстовой) частипредоставляется оценка функционирования системы оценки качества образования.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль