Оценка качества образования в образовательном учреждении и требования законодательства

28

Рассматривая систему оценки качества образования в образовательном учреждении, важно акцентировать на различии понятий «контроль» и «оценка».

Понятия контроля и оценки качества образования в образовательном учреждении

Контроль – это один из элементов управленческой компетенции.

Оценка – это процедура установления соответствия фактически достигнутых и планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального стандарта образования.

Цель контроля – поддержание жизнеспособности образовательной системы.

Цель оценки качества образования в образовательном учреждении  – аудит текущего состояния образовательной системы, информационная открытость образовательной организации.

Контроль на сегодняшний день – это:

  • обновленная и развивающая функция управления образовательной организацией;
  • условие мобильности и конкурентоспособности образовательной системы.

Оценка качества образования в образовательном учреждении на сегодняшний день – это:

  • условие информационной открытости образовательной системы;
  • инструмент управления качеством образования;
  • в частных случаях – средство контроля в рамках внутришкольного контроля.

В образовательном учреждении должны присутствовать управленческий внутришкольный контроль и самообследование. Процедура организации внутришкольного контроля регламентируется соответствующим локальным актом. Это должно обеспечить функционирование системы оценки качества образования в образовательном учреждении по ОСОКО.

А мониторинг может быть элементом каждого из обозначенных видов деятельности.

Требования стандартов к системе оценки качества образования в образовательном учреждении

Важно обратить внимание на то, что существуют федеральные требования к оценке качества образования в рамках федерального контроля качества образования. Рособрнадзором 16 июля 2012 года было подготовлено Письмо (№05-2680), в котором представлены объекты федерального контроля качества образования:

  • оценка содержания образования;
  • оценка качества подготовки учащихся;
  • оценка качества подготовки выпускников образовательных организаций.

Оценка качества образования в образовательном учреждении в рамках федерального контроля качества образования осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов общего образования и в соответствии с уровнем общего образования. Письмо Рособрнадзора детально определяет критерии, параметры, показатели, индикаторы, позволяющие определить соответствие системы оценки качества образования в образовательном учреждении на институциональном уровне требованиям Федеральных образовательных стандартов.

Следует обратить внимание – в Письме параметры разведены в соответствии со стандартами начального, основного, среднего общего образования, в соответствии с федеральным компонентом общего образовательного стандарта.

Данные требования к оценке качества образования в образовательном учреждении важны еще и с позиции того, что, согласно ФЗ 273 (часть 7 ст. 28), образовательная организация несет ответственность за качество образования своих выпускников. То есть образовательная организация несет ответственность за освоение не в полном объеме основных образовательных программ. Поэтому важно четко понимать – если учащийся не освоил в полном объеме основную образовательную программу, то качество образования не соответствует (не в полном объеме соответствует) Федеральным образовательным стандартам.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, оценка качества образования в образовательном учреждении, оценка качества подготовки учащихся и оценка качества подготовки выпускников осуществляется в увязке с требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по уровням общего образования.

В каждом стандарте, согласно уровню общего образования, предъявляются требования, которые подразделяются на три группы оценки качества образования в образовательном учреждении: личностный уровень, предметный, метапредметный. В Стандартах они даются общими понятиями, а конкретизируются в примерной основной образовательной программе соответствующего уровня, рекомендованной на сегодняшний день Минобрнауки и размещенной в реестре программ, согласно, Закону об образовании. В конкретной образовательной программе конкретного образовательного учреждения.

Организация несет ответственность за это в полном объеме, ведет оценку достижения образовательных результатов по требованиям, которые закреплены в основной образовательной программе по уровням общего образования и по годам обучения. Закрепляется это, как правило, в рабочей программе педагога.

Основные параметры внутришкольной системы оценки качества образования

В соответствии с положениями федерального контроля качества образования и Письма Рособрнадзора, определяется внешняя оценка качества образования в образовательном учреждении и требований стандартов общего образования по группам требований:

  • требования к образовательным программам – к процессу реализации;
  • требования к условиям реализации;
  • требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Параметры и требования, которые заложены в этом Письме являются основой параметров внутришкольной системы оценки качества образования.

Это структура образовательной программы, учет образовательного учреждения и образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей. При формировании образовательной программы в рамках внутришкольной системы оценки качества образования обязательно выполняется диагностика (если говорить об условиях реализации образовательной программы) соответствия условий обязательным требованиям, условий реализации основной образовательной программы и соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников. По сути, речь идет об итоговой аттестации, специальных контрольных срезах.

Рассматривая требования к результатам основной образовательной программы, следует понимать, что это - итоговая совокупная оценка обучающихся.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль