Локальные нормативы и внутренняя система оценки качества образования в школе

122

Какие нормативные документы, а точнее – локальные нормативные акты (согласно ст.30 Закона об образовании) должны присутствовать в образовательной организации для внутришкольной оценки качества образования?

Условно такие документы можно разделить на:

  • локальные нормативные акты, регламентирующие оценку и учет образовательных достижений учащихся;
  • локальные нормативные акты, регламентирующие организационные аспекты деятельности образовательной организации.

Локальные положения и внутришкольная оценка качества образования

Комментируя локальные нормативные документы, следует рассмотреть положения, которые могут или должны разрабатываться в образовательной организации, а также основания для разработки данных документов. Если следовать нормам закона и требованиям стандартов, то в образовательной организации в обязательном порядке должно быть Положение о внутренней системе оценки качества образования (согласно п.12 ч.3 и ч.7 ст.28 ФЗ 273).

Требования образовательных стандартов общего образования по уровням – это требования к образовательной программе, к части целевого раздела.

Важно отметить, что в образовательном учреждении должно быть Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимся образовательных программ (п.11 ч.3 ст.28  ФЗ 273). А также требования ФГОС к образовательной программе, которые определяют положение о планируемых результатах и внутришкольной системе оценки качества образования и оценки планируемых результатов. По сути, речь идет о целевом разделе образовательной программы.

В образовательной организации также может быть Положение о портфеле, или о портфолио достижений учащихся. Как показывает современная практика, такой документ имеется практически во всех образовательных учреждениях. Единственное, на что следует обратить внимание – это необходимость, в связи с действующим положением о портфолио учащихся, портфолио достижений учащихся в образовательной организации, переводить данные документы в соответствие с требованиями ФГОС.

Согласно новому Закону об образовании и Письму Минобрнауки ИР-170/17 в образовательной организации в обязательном порядке должно быть Положение о форме периодичности порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. Существуют определенные требования к структуре содержания данного Положения, которые предъявляются сегодня в рамках стандарта общего образования по уровням, в рамках подхода к итоговой оценке учащихся, а также – к выбору форм периодичности и промежуточности мероприятий по организации внутренней системы оценки качества образования, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

В ближайшее время в электронной системе образования будет размещено Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в рамках внутренней системы оценки качества образования. Будут представлены эти локальные акты в школе по ФГОС, регламентирующие учет и оценку образовательных достижений обучающихся. Они должны четко коррелировать с содержанием, подходами образовательной программы в части ее раздела «Система оценки планируемых достижений», в рамках освоения образовательной программы.

Это позволит избежать ситуации, когда прописывают один порядок текущей успеваемости и определенные формы внутришкольной оценки качества образования, а в положениях о формах, периодичности и порядке текущего контроля в школе – совершенно другое. Когда в положении о портфеле или о портфолио достижений учащегося избирается один подход к определению или учету достижений обучающихся по направлениям, а в образовательной программе, в части раздела программы прописываете совсем иное. Этого быть не должно. Эти положения должны коррелировать с содержанием образовательной программы.

Внутренней система оценки качества образования в школе и другие методы контроля

К локальным актам также относятся два следующих положения, регламентирующие организационные аспекты:

  • положение о внутришкольном контроле;
  • положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательной организации.

По сути положение о системе внутреннего мониторинга можно не разрабатывать – оно может войти, как составляющая в Положение о внутришкольном контроле или в качестве составляющей в Положение о внутришкольной оценке качества образования. Данные положения могут в большей степени использоваться, но образовательной организации вправе их не иметь.

Что касается Порядка или Положения организации проведения самообследования в образовательной организации – важно обратиться к статьям Закона, которые указывают на необходимость присутствия такого нормативного документа в учреждении образования.

Следует избегать дублирования локальных нормативных актов во внутренней системе оценки качества образования в школе, сделать Положения более четкими по целям, задачам и функциям – развести их цели, задачи и функции. Для этого полезно составить некую схему или чисто технически положить перед собой Положение о внутришкольном контроле, Положение о мониторинге (если есть), Положение о внутренней системе оценки качества образования (если есть). Затем четко развести их по целям, задачам и функциям соответствующих видов деятельности.

Важно иметь ввиду, что в Положении о внутришкольном контроле, как правило, прописывают методы, формы, виды, организация и направление контроля, представление результата. А в мониторинге прописывают описание инструментария, порядка функционирования системы мониторинга, предполагаемые объекты мониторинга. Объекты внутришкольного контроля и объекты мониторинга в схеме внутренней системы качества образования в школе, в частности,  могут совпадать.

В отношении показателей и индикаторов, использования итогов мониторинга выделяются и акцентируются параметры оценки качества и организация технологии оценки качества образования. Можно позиции, например, по задачам, функциям, показателям, которые прописаны во внутреннем мониторинге, включить и во внутришкольный контроль, и в положение о внутришкольной оценке качества образования.

Право самой образовательной организации определить, каким будет содержание, какими будут положения. Важно, чтобы всем участникам образовательных отношений было понятно – что именно используется для проведения внутришкольного контроля, какой нормативный документ.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль