Внутренние процедуры и методики оценки качества образования на примерах

157

С 2015 года все образовательные организации должны осуществить перевод основной школы на ФГОС основного общего образования. То есть – выйти на новые объекты оценки и методики оценки качества образования.

Это означает знание генерирующей саморазвития учащегося, ценностная ориентация, универсальные учебные действия, социальный опыт.

Алгоритм методики оценки качества образования

Важно понимать, что параметры ВСОКО (Всероссийской Системы Оценки Качества Образования) формируются на основе требований федерально-государственных образовательных стандартов к условиям, программам и результатам освоения учебных программ. Особое внимание – положению о внутренней системе оценки качества образования, о методиках оценки качества образования. Именно в этой сфере используется такой подход: рассматривают группу требований ФГОС, выделяют предмет оценки и определяют параметр оценки.

В качестве примера методики оценки качества результатов образования. Возьмем в качестве структуры оценки условия реализации основной образовательной программы.

Группа условий, например – кадровые.

Определяем параметры оценки – численность или удельный вес численности работников с высшим образованием в общей численности педагогических работников образовательной организации.

Следующий шаг по методике оценки качества образования: определяем единицу измерения – как удобнее – человек или процент, фактический показатель на старте.

Увязываем с планируемым показателем дорожной карты (согласно требованиям приведения ФГОС начального общего образования должна была быть и дорожная карта).

Отмечаем планируемый показатель и затем – факт выполнения по данному параметру оценки и методике оценки качества образования.

Тоже можно взять по профилю подготовленности, и так далее; это все очень подробно и понятно представлено в приложении к положению о внутренней системе оценки качества образования.

Другой пример методики оценки качества образования: в качестве структуры оценки – достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы. Показатель – численность и удельный вес численности учащихся, успевающих на 4 и 5 по результатам промежуточной аттестации. Отмечаем – либо человек, либо процент. Берем среднюю единицу измерения по баллу девятых классов, по ЕГЭ, и другим критериям.

 Адаптация методики оценки качества образования к конкретному учреждению

Для того чтобы образовательная программа в части системы оценки планируемых результатов достижений основной образовательной программы определенного уровня и методика оценки качества образования были максимально адаптированы к образовательной организации, имели соответствующее лицо, следует четко уяснить некоторые понятия.

В частности:

  • что оценивается в рамках предметных результатов;
  • что оценивается в рамках личностных результатов;
  • какие компоненты подлежат оценке;
  • какие могут быть использованы процедуры и методики оценки метапредметных результатов образования и его качества.

В качестве процедур и методик оценки качества образования могут быть задействованы:

  • комплексные работы;
  • встроенное педагогическое наблюдение;
  • экспертная оценка;
  • специализированные контрольные работы.

Специализированные контрольные работы предлагают многие центры оценки качества субъектов РФ после проработки всех позиций.

Методика оценки качества образования: метапредметные результаты

Еще один важный момент, который следует определить – подход к оценке предметных результатов под ФГОС.

Например, при формировании группы по системе «ученик научится» результаты группы планируются на каждый урок, методика оценки качества образования состоит в оценивании по всем видам контрольных и диагностических работ, отметки регистрируются в журнале учета успеваемости.

При формировании группы «ученик получит возможность научиться» речь идет о том, что планируется по тематическим разделам рабочей программы, методика оценки качества образования состоит в оценивании в ходе тематического и промежуточного контроля, а отметки регистрируются на усмотрение администрации, педагога-предметника (если существует такая практика) или педагога.

Все, что указано во фрагменте раздела основной образовательной программы системы и методики оценки качества образования, оценки планируемых результатов, в общем тексте, следует подтвердить конкретным материалом в соответствующем разделе конкретной образовательной программы учреждения. То есть, предложить методики оценки сформированности отдельных личностных результатов.

Методика оценки качества образования для 5-6 классов – можно использовать опросник, разработанный условно Советом старшеклассников. Речь идет о соблюдении норм и правил поведения, принятых в данном образовательном учреждении. Частота проведения оценивания – не реже одного раза в год.

Для 8-9 классов – участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезная деятельность. Выполняется также на основе опросника Совета старшеклассников, с такой же периодичностью

Методика оценки качества образования в 7- 9 классах – можно (не ежегодно) оценивать прилежание и ответственность за результаты обучения. Может также быть разработан специальный опросник или адаптирован опросник Совета старшеклассников. Такая оценка особенности личностных результатов осуществляется на уровне образовательной организации.

В процессе оценки личностных результатов по неперсонифицированным методикам оценки качества образования (позиции стартовая, текущая, промежуточная, итоговая) ее также можно конкретизировать.

В качестве инструмента используются обезличенные анкеты:

  • 5-6 класс – анкеты для учащихся и для родителей, лист самооценки;
  • 8-9 класс – самооценка, социометрия, моральная дилемма.

Это фрагменты реально действующей образовательной программы, в которой прописаны оценки особенности личностных результатов и представлены методики этой оценки.

Что касается методики оценки качества образования по метапредметным результатам и представления ее конкретно в образовательной программе, то ее можно предложить на каждый класс, в рамках учебного плана школы. Например, выделяя определенное количество часов в неделю в рамках учебного плана школы либо самостоятельным, либо интегрировано в курс рабочей программы педагога.

Помимо учебных часов урочной деятельности можно также использовать в учебном плане формирование метапредметных результатов обучения в рамках методики оценки качества образования во время внеурочной деятельности, в рамках дополнительного образования. Однако требуется четко понимать, какое количество часов под это выделяется, как в последствии будет осуществляться контроль или оценка метапредметных результатов, и как это будет отражаться в образовательной программе и в программе педагога.

В категории предметных результатов система внутришкольной оценки предметных результатов и методики оценки качества образования нисколько не озадачивают, они практически у всех идентичны. Как правило, используются при поступлении или переходе ребенка на соответствующий уровень общего образования какие-то контрольные работы, либо используем результаты контрольных работ за предыдущий класс обучения.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль