Особенности проведения дератизации в школах

158

К грызунам, которые чаще всего встречаются в школах, относятся серая крыса или пасюк и домовая мышь. Оба грызуна поселяются вблизи мест обитания человека или даже в его жилье и, проживая там, могут легко адаптироваться к жизненному ритму человека.

Серая крыса считается очень умным грызуном, может вести как индивидуальный так групповой образ жизни, отличается повышенными хищническими наклонностями. Ей в рационе непременно необходимы животные белки, из растительной пищи — семена, зерно, сочные части растений. Живя рядом с человеком, питается также и доступными ей пищевыми продуктами, а также отбросами, кормами скота и птицы, но запасы делает довольно редко.

Домовая мышь - один из самых многочисленных видов млекопитающих. Как и пасюк, при передвижении придерживается постоянных маршрутов, оставляя после себя заметные дорожки с кучками помета и пыли. Кормом служат семена различных диких и культурных растений, также в рацион входят насекомые, их личинки и может питаться падалью.

Эти и ряд других особенностей стоит учитывать при проведении дератизации в школе. Так ее проведение затрудняет и то обстоятельство, что грызуны сложно поддаются истреблению, так как питаются продуктами не только растительного, но и животного происхождения. Это способствует повышению рождаемости и увеличению шансов на выживание у приплодов.

Правила проведения дератизации в школах

Школа — очень привлекательное место для грызунов. Так как их выживание очень сильно зависит от условий обитания, то наиболее комфортно они чувствуют себя в теплых сухих помещениях, как школа, и могут размножаться там круглогодично. Их сдерживаемая численность способствует чёткому соблюдению санитарных правил на кухнях, в помещениях для хранения продуктов, в столовых и живых уголках школы, но резкий демографический скачок может значительно ухудшить санитарное состояние помещения. Более того, они переносят различные бактериальные и вирусные заболевания и могут покусать детей.

Дератизация в школах проводится согласно соответствующему СанПиНу «Санитарно-эпидемиологические требования к организации проведения дератизационных мероприятий». В нем указано, что школа относится к объектам, имеющим особое эпидемиологическое значение. Мероприятия по дератизации проводятся в плановом режиме в местах, недоступных для детей: в подвалах, помещениях для хранения продуктов, пищеблоках, подсобных помещениях, на прилегающей территории. Проводить дератизацию в школах может только специально обученный персонал.

Первый этап дератизации — обследование прилегающей территории и самих объектов. Проводят её как объективными, так и субъективными методами. Субъективная оценка включает выявление следов жизнедеятельности. Это свежие норы, помёт, погрызы, наличие жалоб на присутствие грызунов, характер и масштаб причиняемого ими вреда, и определение периодичности и ритма появления грызунов на объекте (по возможности). Объективное обнаружение проводится специальными контрольно-полевыми, так называемыми следовыми площадками, ловушками, капканами, неотравленными приманками, тампонированием, заклеиванием нор и другими методами.

Считается, что школа заселена грызунами, если удалось отловить хотя бы одного грызуна, заметить их открытое перемещение по территории школы, обнаружить следы на контрольных площадках, найти норы, помёт, повреждения продуктов, тары и другие предметы, заметить, что они съели приманку.

Тактика борьбы определяется конкретным видом объекта, численностью и видовым составом грызунов. Различается профилактическая дератизация в школах, если эпидемиологический фон в ней благоприятный, и истребляющая при наличии эпидемиологических и санитарных показаний.

Задача профилактической дератизации — создать неблагоприятные условия для гнездования и пропитания грызунов с тем, чтобы они не могли проникнуть в помещение. Профилактические мероприятия включают в себя  общесанитарные мероприятия, соблюдение чистоты, санитарно-техническое устранение любых доступов для проникновения, а также обеспечение своевременного вывоза пищевых отходов, соблюдение правил содержания животных в живых уголках школ.

Истребляющая дератизация в школах проводится с целью уничтожить грызунов, уже проникнувших в помещение. Она ведется с применением физических и химических методов.  Физический метод основан на ловле мышей и крыс при помощи механических средств. Минус метода состоит в том, что на установку ловушек и наблюдение за грызунами уходит много времени, и он не позволяет снизить численность грызунов. Однако этот метод предпочтителен для использования в школах, потому что механические устройства легко убираются.

Наиболее эффективным способом является химический, основанный на применении различных ядовитых средств. Его главное преимущество — он быстро регулирует численность грызунов на территории необходимо освободить все помещения и прилегающую территорию от останков приманки и останков животных, чтобы исключить малейший контакт с детьми. На территории детских учреждений разрешено использовать только яды пролонгированного действия, а именно бромадиолон и бродифакум. Они относятся к антикоагулянтам второго поколения. Они снижают свертывающую способность крови и накапливаются в организме грызунов, поэтому их эффективность зависит не только от количества поглощённого яда, а ещё и частоты его поедания грызунами.

Для человека это служит дополнительной защитой: даже если ребёнок имел контакт с ядом, вероятность сильного отравления его в несколько раз ниже, чем если бы он контактировал с ядом острого действия. Кроме того, антикоагулянты обладают кожно-резорбтивным действием, кожно-раздражающим, и поэтому сразу же появляются признаки раздражения на коже у человека, контактировавшего с ними. И этот эффект помогает предотвратить повторный контакт.

При дератизации в школах часто используют оба этих метода сразу. Он наиболее эффективный, но и более трудоёмкий, поскольку приходится вручную расставлять и ловушки, и приманки, а затем проводить тщательную уборку помещений от павших животных.

Приманки для грызунов в школе должны размещаться только в стационарных приманочных станциях: ёмкостях из пластмассы, картона, дерева, других материалов. Нужно использовать препаративные формы, которые исключают разнос грызунами и попадание на продукты питания, медикаменты и предметы быта.

Запрещается раскладывать приманку в помещениях, где есть дети. Поэтому дератизацию в школах нельзя проводить в присутственные или рабочие дни, только в специально отведенные дни или выходные. После нее нужно удалить все приманки, очистить помещение от трупов грызунов и утилизовать их согласно санитарно-эпидемиологическим правилам.

Получается, что дератизация в школах — это необходимая мера, с помощью которой можно создать благоприятные условия для жизнедеятельности детей и педагогов в школе. Полностью вывести грызунов невозможно, однако можно уменьшить их негативное воздействие на человека. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 83.33%
  • нет 16.67%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль