Частно-государственное партнерство в сфере образования: формы и механизмы

16

В письме Министерства образования и науки Российской Федерации приведена схема от 4 февраля 2011 года №03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования». В 2012 году было ещё одно соответствующее письмо в развитие предыдущего, которое содержало некоторые дополнения. Эти документы были созданы в соответствии с федеральной целевой программой развития образования 2006-2010 годов, где существовал такой подраздел как «Разработка и апробация методического обеспечения внедрения системы частно-государственного партнерства в сферу образования».

Среди законодательно установленных форм можно выделить такие как:

  • концессия;
  • аутсорсинг;
  • передача функций управления в образовательных учреждениях управляющим компаниям;
  • создание коммерческих и некоммерческих организаций;
  • заключение договора простого товарищества, соглашения о сотрудничестве или протокола о намерениях;
  • формирование фондов целевого капитала;
  • другие формы частно-государственного , ориентированные на участие общественности.

Управляющие и попечительские советы, как формы частно-государственного партнерства в сфере образования

В настоящий момент в Российской Федерации, по данным статистического учета, более 85% образовательных учреждений имеют управляющий совет. Поэтому практика существования подобных органов уже достаточно отработана. В новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» такие формы государственно-общественного управления, как управляющий совет и попечительский совет, указываются в статье 26, где также законодательно установлены новые термины, которые к ним применяется, связанные с частно-государственным партнерством в образовании. И если раньше в документах можно было часто встретить понятие «органы самоуправления», то теперь в контексте нового закона оно переросло в «коллегиальные органы управления».

Управляющие советы

Для организаций, в которых управляющих советов еще нет, существуют пошаговые инструкции для их создания и специальный шаблон положения об управляющем совете образовательного учреждения, который руководители организаций могут индивидуально дорабатывать, распечатывать и осуществлять любые другие операции.

Технологическая схема работы управляющего совета, как формы частно-государственного партнерства в сфере образования, выглядит следующим образом: в устав учреждения вводится пункт о создании полномочий управляющего совета, после чего происходит разделение конкретных прав и обязанностей между советом и администрацией школы или детского сада. Всё это в обязательном порядке фиксируется в уставе.

В совет избираются, делегируются или кооптируются представители групп, заинтересованных в деятельности образовательного учреждения, в том числе благотворители и социальные инвесторы. Далее определяются полномочия органа и устанавливаются локальные акты, которые формируют особенности частно-государственного партнерства в сфере образования на уровне организации и должны быть согласованы со всеми членами управляющего совета.

Попечительские советы

Существует пошаговая инструкция по созданию попечительских советов. Во-первых, образовательное учреждение должно согласовать данный вопрос с органом самоуправления, осуществляющего полномочия учредителя. Далее необходимо подготовить соответствующие дополнения и изменения для устава, который определяет состав и структуру совета, то есть его общую численность, количество членов, порядок формирования и компетенцию, которая представляет собой перечень вопросов, решение по которым принимается попечительским советом самостоятельно в рамках частно-государственного партнерства в сфере образования. Также должен быть обозначен порядок организации деятельности совета и перечень вопросов, которые выносятся руководителем учреждения, педсоветом или иным органом на согласование с попечительским советом.

После этого в образовательном учреждении на общем собрании коллектива принимаются дополнения и изменения в устав, направляемые учредителю, который их утверждает и осуществляет государственную регистрацию в установленном законодательством порядке. Далее идут выборы членов совета, и на первом заседании осуществляется кооптация.

Поскольку попечительский и управляющий советы, как формы частно-государственного партнерства в сфере образования, иногда могут дублировать полномочия друг друга, то у руководителей организаций часто появляется вопрос о том, нужно ли создавать попечительский совет, если успешно действует управляющий. Ряд схожих функций действительно есть, в частности это привлечение внебюджетных средств и контроль за расходованием бюджета. И в том случае, если управляющий совет эти функции успешно выполняет, то попечительский создавать не нужно. А если все-таки есть необходимость данную функцию вывести из полномочий управляющего совета, выделив ее в отдельную категорию, то в данном случае создание соответствующего органа является целесообразным.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль