Частно-государственное партнерство в сфере образования: формы и механизмы

17

В письме Министерства образования и науки Российской Федерации приведена схема от 4 февраля 2011 года №03-66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования». В 2012 году было ещё одно соответствующее письмо в развитие предыдущего, которое содержало некоторые дополнения. Эти документы были созданы в соответствии с федеральной целевой программой развития образования 2006-2010 годов, где существовал такой подраздел как «Разработка и апробация методического обеспечения внедрения системы частно-государственного партнерства в сферу образования».

Среди законодательно установленных форм можно выделить такие как:

  • концессия;
  • аутсорсинг;
  • передача функций управления в образовательных учреждениях управляющим компаниям;
  • создание коммерческих и некоммерческих организаций;
  • заключение договора простого товарищества, соглашения о сотрудничестве или протокола о намерениях;
  • формирование фондов целевого капитала;
  • другие формы частно-государственного , ориентированные на участие общественности.

Управляющие и попечительские советы, как формы частно-государственного партнерства в сфере образования

В настоящий момент в Российской Федерации, по данным статистического учета, более 85% образовательных учреждений имеют управляющий совет. Поэтому практика существования подобных органов уже достаточно отработана. В новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» такие формы государственно-общественного управления, как управляющий совет и попечительский совет, указываются в статье 26, где также законодательно установлены новые термины, которые к ним применяется, связанные с частно-государственным партнерством в образовании. И если раньше в документах можно было часто встретить понятие «органы самоуправления», то теперь в контексте нового закона оно переросло в «коллегиальные органы управления».

Управляющие советы

Для организаций, в которых управляющих советов еще нет, существуют пошаговые инструкции для их создания и специальный шаблон положения об управляющем совете образовательного учреждения, который руководители организаций могут индивидуально дорабатывать, распечатывать и осуществлять любые другие операции.

Технологическая схема работы управляющего совета, как формы частно-государственного партнерства в сфере образования, выглядит следующим образом: в устав учреждения вводится пункт о создании полномочий управляющего совета, после чего происходит разделение конкретных прав и обязанностей между советом и администрацией школы или детского сада. Всё это в обязательном порядке фиксируется в уставе.

В совет избираются, делегируются или кооптируются представители групп, заинтересованных в деятельности образовательного учреждения, в том числе благотворители и социальные инвесторы. Далее определяются полномочия органа и устанавливаются локальные акты, которые формируют особенности частно-государственного партнерства в сфере образования на уровне организации и должны быть согласованы со всеми членами управляющего совета.

Попечительские советы

Существует пошаговая инструкция по созданию попечительских советов. Во-первых, образовательное учреждение должно согласовать данный вопрос с органом самоуправления, осуществляющего полномочия учредителя. Далее необходимо подготовить соответствующие дополнения и изменения для устава, который определяет состав и структуру совета, то есть его общую численность, количество членов, порядок формирования и компетенцию, которая представляет собой перечень вопросов, решение по которым принимается попечительским советом самостоятельно в рамках частно-государственного партнерства в сфере образования. Также должен быть обозначен порядок организации деятельности совета и перечень вопросов, которые выносятся руководителем учреждения, педсоветом или иным органом на согласование с попечительским советом.

После этого в образовательном учреждении на общем собрании коллектива принимаются дополнения и изменения в устав, направляемые учредителю, который их утверждает и осуществляет государственную регистрацию в установленном законодательством порядке. Далее идут выборы членов совета, и на первом заседании осуществляется кооптация.

Поскольку попечительский и управляющий советы, как формы частно-государственного партнерства в сфере образования, иногда могут дублировать полномочия друг друга, то у руководителей организаций часто появляется вопрос о том, нужно ли создавать попечительский совет, если успешно действует управляющий. Ряд схожих функций действительно есть, в частности это привлечение внебюджетных средств и контроль за расходованием бюджета. И в том случае, если управляющий совет эти функции успешно выполняет, то попечительский создавать не нужно. А если все-таки есть необходимость данную функцию вывести из полномочий управляющего совета, выделив ее в отдельную категорию, то в данном случае создание соответствующего органа является целесообразным.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль