Психолого-педагогическое сопровождение детей

493

Введение федерального государственного образовательного стандарта изменило порядок осуществления образовательной деятельности в школах. Смещение ориентиров ведения педагогической деятельности на обеспечение условий для всестороннего развития личности выдвинуло на первый план психолого-педагогическое сопровождение детей, позволяющее отследить индивидуальные результаты освоения программ, способствовать формированию личностных качеств. Психолого-педагогического сопровождение позволяет охватывать сразу несколько образовательных задач, поэтому его следует рассматривать как неотъемлемое звено системы образования, которое должно быть реализовано в каждой образовательной организации. 

Психолого-педагогическое сопровождение детей по ФГОС: понятие, цели и задачи

Психолого-педагогическое сопровождение детей – это система профессиональной деятельности в области образования, осуществляемая с целью создания комфортных психологических и социальных условий для успешного освоения школьником предусмотренных программами знаний, умений и навыков на каждом этапе обучения. Сопровождение ребенка позволяет обеспечить ему свободу развития и самовыражения. При этом очень важно, чтобы учащийся выступал в данной модели отношений полноправным субъектом, активно взаимодействующим с педагогами и родителями. 

Цель реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей – гарантировать результаты обучения, реализации планов воспитательной работы, предусмотренные ФГОС. Этапы достижения цели в условиях школы позволяет выявить психолого-педагогическая диагностика, которая систематически проводится под руководством педагога-психолога. 
К задачам психолого-педагогического сопровождения следует отнести: 

  • предупреждение возникновения затруднений в развитии школьников, формирование у учащихся способности адаптироваться к новым условиям осуществления образовательного процесса;
  • оказание помощи учащимся в вопросах повышения успеваемости, социализации, профессиональной ориентации, достижения эмоциональной стабильности, уверенности в собственных силах, преодоления конфликтов, построения дружеских отношений с одноклассниками, старшими товарищами, родителями, членами семьи;
  • повышение психологической образованности педагогического коллектива ОО, родителей. 

Особенности обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей

Сопровождение развития школьников со стороны педагогического коллектива и психологов важно рассматривать как комплекс мероприятий, реализуемый на разных этапах взросления. В условиях введение ФГОС очень важно обеспечить осуществление консультативной, мониторинговой, коррекционно-развивающей работы со школьниками в индивидуальном и групповом порядке. Так, в рамках класса и школы важно реализовать сопровождение по таким направлениям:

  • оказание помощи в адаптации учащихся в переходные периоды (поступление в первый класс, переход в основную школу в 5 классе);
  • профилактика девиантного поведения у школьников «группы риска»;
  • психологическое консультирование педагогов-предметников, родителей;
  • диагностика способностей учащихся;
  • выявление детей с особыми образовательными потребностями, создание условий для освоения ими основных образовательных программ (индивидуализация обучения);
  • выявление и поддержка одаренных школьников;
  • укрепление психического здоровья детского контингента;
  • профориентационная работа. 

Программы психолого-педагогического сопровождения детей реализуются через внедрение в образовательный процесс специальных условий со стороны руководства ОО, педагогического коллектива, педагогов-психологов. 

Школьный психолог обязан в соответствии с должностными обязанностями проводить психолого-педагогическую диагностику учащихся, консультировать школьников, учителей и школьников по вопросам взаимодействия, организации воспитательно-учебного процесса, вести коррекционно-развивающую деятельность, оказывать помощь в дифференциации учебной нагрузки. 
В условиях сопровождения педагогам следует учитывать индивидуальные возможности детей, использовать современные образовательные технологии, оптимизировать процесс обучения, обеспечивать здоровьесберегающие условия на уроках, вести разъяснительную работу с родителями. 

Администрация школы должна организовать оптимальный режим учебных нагрузок через разработку и утверждение нормативных документов, обеспечить контроль сопровождения, стимулировать взаимодействие учителей, педагога-психолога, родителей. 

Только при условии выполнения этих условий в образовательной организации удастся организовать психолого-педагогическое сопровождение детей по ФГОС, наладить взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса с целью создания в стенах школы уникальной среды, в которой дети могут получать новые знания, осваивать навыки и умения, формировать личностные качества. 

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Сопровождение процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья отличается рядом особенностей, связанных с необходимостью формирования психологической готовности участников образовательного процесса к работе с инвалидами.

Для этого требуется переосмысление школьниками отношения к детям с ОВЗ, признание их равных прав на получение образования, утверждение адаптированных образовательных программ, введение значительных изменений в организацию процесса обучения, разработка конкретных программ сопровождения детей с ОВЗ для оптимальной реализации их возрастных возможностей.  

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ должно включать:

  • выявление у детей-инвалидов патологий на школьном психолого-педагогическом консилиуме, их анализ и разработка путей устранения;
  • составление индивидуальной программы сопровождения с учетом особенностей каждого ребенка (консультации, коррекционно-развивающие занятия);
  • оказание консультативной поддержке семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ;
  • оценку эффективности обучения детей-инвалидов по адаптированным программам, анализ результативности психолого-педагогического сопровождения, внесение коррективов в работу специалистов (педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда).

Выполнение деятельности по вышеперечисленным направлениям позволяет успешно реализовать процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных школах, обеспечить физическое, психическое, психологическое, нравственное и социальное здоровье всех участников образовательного процесса.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль