Система внутришкольного контроля по ФГОС

46

Как и вся система образования, система внутришкольного контроля сегодня претерпевает значительные изменения. Это связано с осознанием того, что смена целей без организационных изменений практически ничего не дает. И наряду с тем, что изменились цели, в том числе и внутришкольного контроля, сам этот процесс также начинает эволюционировать.

Внутришкольный контроль по ФГОС является системой, которая позволяет не только контролировать или оценивать. Это понятие значительно более глубокое и охватывает все виды деятельности образовательного учреждения. Как происходило развитие процесса внутришкольного контроля до сегодняшнего дня, когда обязательным условием его эффективности является соответствие требованиям ФГОС?

Эволюция внутришкольного контроля, его развитие по ФГОС

Если рассматривать внутришкольный контроль с точки зрения системы управления качеством образовательного процесса, то стоит изучить несколько определений этого понятия. В 1986 году Ю.А. Конаржевский говорил о том, что внутришкольный контроль – одна из важнейших управленческих функций. В то время внутришкольный контроль имел лишь одну основную функцию, а само понятие было достаточно узким.

В.Н. Третьяков в 1997 году определял внутришкольный контроль как вид деятельности по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе. Здесь речь идет не только о контроле и определение расширяется.

В.А. Сластенин в 2002 году говорит о том, что внутришкольный контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла и особенно тесто – с функцией педагогического анализа. И хотя требования ФГОС тогда еще не внедрялись, все равно создавалась система, которая должна была соответствовать сегодняшним стандартам.

В начале 2000-х годов эффективность внутришкольного управления начала рассматриваться в зависимости от уровня организации контроля администрацией школы на основе личностно-правового подхода, а не привычного контроля сверху вниз. То есть сущность внутришкольного контроля по ФГОС должна заключаться в оказании профессиональных услуг персоналу. Одно из самых богатых определений внутришкольного контроля появилось в 2004 году. Оно рассматривает это понятие как наблюдение, изучение, проверку, мониторинг, сбор, обработку информации, ее анализ, систематизацию, выявление состояния системы с целью дальнейшего совершенствования деятельности. Здесь у внутришкольного контроля множество функций и мониторинг выступает только как одна из составляющих.

До 90-х годов внутришкольный контроль качества образовательного процесса представлял собой именно контроль субъектами, администрацией, предполагал однообразие форм и строгую иерархию. Сегодня, в том числе согласно требованиям ФГОС, система управления качеством образовательного процесса выглядит уже не как иерархическая, а как гипертекстная. Это называется управлением из любой точки, когда все функции управления реализуют систему управления качеством. Все участники образовательного процесса, управляют его качеством на своем рабочем месте.

Кроме того, сегодня внутришкольный контроль по ФГОС включает намного большее разнообразие форм и видов. Это не только мониторинг, но и, например, включенное наблюдение.

Важно, что прежде чем перейти к гипертекстной модели, следует четко расписать, кто и за что отвечает, то есть реализовать принцип распределенной ответственности. Успех управленца зависит от успеха того, кем он управляет. Как писала Т.И. Шамова, демократизация управления требует определения контроля сверху и снизу. Роль каждого члена трудового коллектива в контроле повысится при его ответственности за результаты работы. Речь идет о самоконтроле ученика с контролем учителя, самоконтроле учителя с административно-общественным контролем, самоконтроле руководителя с общественным контролем.

Кроме того, Т.И. Шамова говорила о гуманистическом подходе к контролю. Контроль не может быть жестким, только исполняющим требования, но он должен включать активную рефлексию и учитывать мнение людей, которых контролируют. Привычный мониторинг становится только технологической частью, с помощью которой осуществляется внутришкольный контроль по ФГОС. К примеру, если речь идет о реализации профессиональной компетентности учителя, то результатами должны быть  предметные знания, умения, навыки, личностные результаты.

Как видно понятие и сама сущность внутришкольного контроля претерпевали изменения по мере развития педагогического арсенала в работе с учениками, а также появляющимися новыми требованиями к организации образовательного процесса. Сегодня внутришкольный контроль по ФГОС представляет собой объемное понятие, охватывающее все сферы деятельность образовательной организации.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль