Положение о системе внутреннего контроля в школе

72

Внутренний контроль бухгалтерского учета в школе и аудит

Законодательство РФ закрепляет понятие «контроля», однако помимо него существует немного отличное по смыслу понятие «аудита». Провести аудит в организации руководитель может, если он сомневается в правильности ведения бухгалтерского учета в школе. Например, в практике встречается ситуация, когда в течение года бухгалтер образовательной организации практически не ведет никакой промежуточной отчетности, а в конце года, когда необходимо подготовить годовой отчет и сделать годовой баланс, он не успевает этого сделать и увольняется. Руководитель школы приглашает специалистов из аутсорсинговой компании посмотреть постановку бухгалтерского учета в школе и сталкивается по итогам аудита с тем, что в части учета и баланса у организации есть серьезные недочеты. Таким образом, руководителю школы приходится нести двойные издержки: выплачивать зарплату бухгалтеру, который недобросовестно исполняет свои обязанности, и аутсорсинговой компании за стороннюю проверку бухгалтерского учета.

Чтобы предотвратить повторение этой ситуации в будущем, руководителю рекомендуется в зависимости от его финансовых возможностей периодически проводить аудит постановки бухгалтерского учета в школе.  Руководитель образовательного учреждения должен быть максимально в этом заинтересован, так как непосредственно он несет ответственность за предоставление бухгалтерской отчетности.

Внутренний контроль хозяйственных операций в школе

Необходимость организации внутреннего контроля в школе совершаемых хозяйственных операций прописана в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402, а также в ряде приказов Министерства финансов: №157-Н, №191-Н об отчетности казенных учреждений, и №33-Н об отчетности бюджетных и автономных учреждений.

Внутренний контроль хозяйственных операций должен производиться на основе самостоятельно разработанного школой документа, в котором прописывается порядок проведения такого контроля, обязанности и права контролеров-исполнителей, отчетность по проведению мероприятий контроля. Последнее особенно важно, так как необходимо не только провести мероприятия внутреннего контроля в школе хозяйственных операций, но и закрепить, какие последствия вызвала эта проверка, какие нарушения и т.д.

В задачи внутреннего контроля входит, во-первых, контроль за состоянием активов и недопущением убытков. В этом случае можно говорить об инвентаризации. Образовательное учреждение, согласно ФЗ №402, самостоятельно определяет порядок инвентаризации у себя за исключением обязательных случаев, прописанных в  приказе Минфина №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». К этим случаям относится: передача имущества в аренду, выкуп, продажа или преобразование государственного унитарного предприятия, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц на день приемки, при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей, в случае стихийных бедствий и при ликвидации или реорганизации учреждения перед составлением ликвидационного разделительного баланса.

Сроки проведения реорганизации закреплены законодательно: 3 года — для основных средств, 5 лет — для библиотечного фонда. После покупки строительных материалов рекомендуется проводить инвентаризацию по учету строительных материалов. Достаточно провести инвентаризацию по какому-то одному счету. Выборочная проверка также применяется к кассовым операциям и инвентаризации горю-смазочных операций. Инвентаризации в школе также подлежат забалансовые счета.

Проведение промежуточных инвентаризаций в ходе внутреннего контроля в школе помогает всем службам, в том числе бухгалтерии школы, подойти более подготовленными к годовым мероприятиям.

Дополнительные виды внутреннего контроля в школе

Контроль бухгалтерского учета в школе и хозяйственных операций — не все виды контроля, которые входят в общую систему внутреннего контроля в школе. Сюда также относится контроль за устранением недостатков, неточностей и ошибок, контроль правильности формирования себестоимости платных услуг и услуг в части госзаказа, контроль за учетом материальных запасов. Например, будет ошибкой, если материальные запасы, срок пользования которых составляет менее года, по какой-то причине пять лет висят на бухгалтерском учете.

Контролю подлежит и соблюдение законодательства, нормативных актов, требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства. Приведем пример. Руководитель школы выпустил приказ, по которому сотрудники бухгалтерии в период январских праздников должны выйти на работу в праздники. Работники написали соответствующие заявления о согласии. Согласно приказу, этим сотрудникам должна быть произведены оплата за работу в двойном размере, а бухгалтерия предоставила им не оплату, а отгулы. Это будет считаться нарушением приказа руководителя.

К другим видам контроля относится:

  • контроль за эффективностью внутреннего контроля, изучение оценки контрольных процедур в филиалах и структурных подразделениях;
  • контроль за сохранностью и состоянием имущества экономического субъекта;
  • контроль проведения мероприятий по предупреждению злоупотреблений или специальных расследований;
  • контроль законодательства по авансированию приобретению товаров и оказанию услуг.

Таким образом, система внутреннего контроля в школе объединяет в себе большое количество подвидов контроля, цель которых — проверка эффективности использования имущества и денежных средств школы. Все виды контроля заносятся в единый документ. Работники учреждения, совершившие грубые нарушения, несут административную ответственность.

Чтобы понимать, насколько эффективно работает система внутреннего контроля в школе, нужно периодически проводить анализ ее эффективности. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 75%
  • нет 25%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль