Организация работы в школе по здоровьесбережению

51

Системный подход к организации работы в школе по здоровьесбережению

Приступая к работе в школе по здоровьесбережению, следует с самого начала организовать ее так, чтобы она стала частью системы управления качеством образования в рамках выполнения основной образовательной программы. Это значит, что должен быть определен предмет управления, средства управления - людские, программные, материально-технические средства осуществления процесса, а также - определен механизм контроля, включающий критерии, показатели, дескрипторы оценок, сроки мониторингов, ответственных за измерения и за использование полученных данных для улучшения дальнейшей работы.

Прежде всего, следует определить, что такое здоровье, которое нужно оберегать в школе. Для организатора этой работы здоровье состоит из трех параметров: биологического, социально-психологического, нравственного. Эти параметры можно измерять, контролировать, управлять ими, создавая здоровьесберегающую среду и формируя здоровый образ жизни. Создание здоровьесберегающей среды требует работы в школе соответствующих специалисто: медиков, дефектологов, психологов; также, потребуются методическое обеспечение их работы, программы и специальные технологии; кроме того, необходимы материально-технические ресурсы, такие как специальные помещения в школе, оборудование и дизайн помещений.

Но это лишь одно из направлений работы в школе по здоровьесбережению, поскольку здоровьесбережение в школе должно стать не столько самостоятельной целью, а скорее неотъемлемым условием основного образовательного процесса. В этом процессе здоровьесбережение присутствует как потенциал любой формы деятельности.

Работа в школе по здоровьесбережению как потенциал образовательного процесса

В своей основной педагогической работе учитель общается с детьми, выступает организатором внеурочной деятельности, планирует и преподает содержание своего предмета на уроках. Это основные формы деятельности педагога. В требованиях к условиям и к результатам педагогической деятельности во ФГОСах присутствует требование здоровьесбережения. Однако, недопустимо просто сослаться на ФГОС и добавить в систему мониторинга новый пункт. В этой области работа в школе по здоровьесбережению должна начинаться с обсуждений с преподавателями вопроса о том, каким образом здоровьесбережение будет присутствовать в их предмете, в организационной деятельности, в общении с детьми. Целесообразно провести также обучающие семинары на эту тему, разработать критерии, показатели, дескрипторы оценок (описание уровня овладения навыком и присвоение уровню определенного количества баллов) работы учителя в этом направлении, и только затем включить этот пункт в систему внутришкольного контроля.

Практически это означает, что оценивая качество урока, проверяющий будет оценивать его и по новому показателю здоровьесбережения. На уроке он должен присутствовать и в содержании предмета, и в стиле общения. Например, рассказывая на уроке географии о новой стране, регионе, учитель обращает внимание детей на то, как географические условия влияют на здоровье людей в этом крае, проводится ли там вакцинация, и т.п. Конечно, биология предоставляет наибольшие возможности в этом направлении.

Стиль общения на уроке влияет на психологический климат в классе, директивный и жесткий стиль не может способствовать здоровому и конструктивному общению и отрицательно сказывается на психологическом здоровье детей. Здесь организация работы в школе по здоровьесбережению должна состоять в обсуждении с учителем оптимального стиля общения на уроках, преподаватель должен знать заранее, какой стиль будет оцениваться положительно, принять этот критерий сознательно и добровольно, принять участие в разработке дескрипторов оценок.

Так же точно оценивается и качество организации внеурочной деятельности, например, экскурсии: насколько продуман маршрут и организован транспорт, есть ли аптечка, предусмотрен ли отдых и еда на маршруте.

Затем,  работа в школе по здоровьесбережению отражается в оценке качества материально-технического обеспечения учебного процесса, в качестве предметных кабинетов, оборудования, технологий, учебников. Здесь организатор руководствуется СанПиНами, Федеральными стандартами, ГОСТами, в которых все подробно описано. В данном случае задача организатора - правильно определить ответственного на этом направлении, который сможет в силу своих должностных обязанностей обеспечить выполнение требований.

Организуя системную работу в школе по здоровьесбережению, необходимо также обратить внимание на выбор информационно-методических материалов, которые также обладают различным уровнем здоровьесберегающего потенциала. Кроме того, следует добавить оценку кадрового состава школы по параметру здоровьесбережения, измерение проводится в данном случае методом самоопроса: педагог отвечает на вопрос что я знаю о здоровье, как использую это в своей работе, как к этому отношусь. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль