Разработка и реализация программы дополнительного профессионального обучения

47

Содержание и структура программы дополнительного профессионального обучения определяется самостоятельно образовательной организацией. Но важно отметить, что содержание программы должно учитывать профессиональные стандарты и квалификационные требования, а также формы обучения и сроки освоения. Всё это определяется образовательной программой или договором об образовании. Современное законодательство об образовании в Российской Федерации, в частности закон "Об образовании", позволяет обучаться по индивидуальному учебному плану, поэтому срок освоения программы может быть изменен на основании условий, указанных в договоре. То есть если слушатель (человек, обучающийся по дополнительной профессиональной программе) желает освоить материал по индивидуальному учебному плану, то такая возможность у него есть и она будет отражаться в договоре об образовании.

Структура программы дополнительного профессионального обучения включает в себя такие элементы:

  • цель;
  • планируемые результаты;
  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин или модулей;
  • организационно-педагогические условия;
  • формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты.

То есть структура программы представляет собой всё то, к чему привык любой работник образования.

Особенности реализации программы дополнительного профессионального обучения

Освоение программы дополнительного профессионального обучения согласно порядку организации осуществления деятельности, утвержденной приказом №499, может реализовываться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно, в том числе посредством изучения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин и модулей, с прохождением практики и применением сетевых форм в порядке, который установлен образовательной программой или договором об образовании. Также указывается, что процесс обучения может осуществляться в течение всего календарного года, а продолжительность учебного года определяется самой организацией.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут, но при реализации программ дополнительного профессионального обучения или их частей с применением электронного обучения и дистанционных технологий такая конкретная привязка (45 минут) не имеет смысла. Кроме того, в этом случае организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение количества занятий, проводимых путем взаимодействия педагогов с обучающимися и занятий, которые проводятся с помощью электронного обучения и дистанционных технологий. То есть в данной ситуации роль играет только объем и форма освоения материала.

По итогам успешной сдачи программы дополнительного профессионального обучения выдаётся документ о квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. Он дает его обладателю право заниматься обозначенной в нем профессиональной деятельностью и выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам ДПО. Таким образом, если сотрудник повысил квалификацию по конкретному направлению, то он может заниматься соответствующей деятельностью. Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого устанавливается учреждением. То есть в настоящий момент все организации, которые осуществляют реализацию программ дополнительного профессионального обучения, самостоятельно разрабатывают бланки документа о квалификации.

Министерством образования и науки были установлены конкретные методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ. На данный момент это два письма. Новое, от 21 апреля 2015 года, подтверждает тот факт, что в сфере дополнительного профессионального образования перечень программ, при которых не допускается применение исключительно электронного обучения и дистанционных технологий, не предусмотрен. То есть любая программа может быть реализована с помощью данных систем.

В более старом письме 2013 года также даются рекомендации по реализации программ дополнительного профессионального обучения, но помимо этого там есть некоторые разъяснениями о законодательном и нормативно-правовом обеспечении ДПО в виде ответов на вопросы. В частности, ответ на вопрос №13 - "Возможно ли применение электронного обучения и дистанционных технологий в образовательных организациях ДПО?" звучит так: “Да, возможно, если в организациях ДПО созданы условия, отвечающие требованиям статьи закона №16-ФЗ. При этом учреждение, осуществляющее образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение и дистанционные технологии при реализации программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, то есть Минобрнауки.”

Программы дополнительного профессионального обучения имеют такую же структуру, как и обычные образовательные программы, с которыми знаком любой работник данной сферы. Содержание, как и структура определяется самостоятельно организацией с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований, а также форм обучения и сроков освоения. Министерством образования и науки были установлены конкретные методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ. Это два письма, одно из которых, от 21 апреля 2015 года (новое), подтверждает тот факт, что в сфере дополнительного профессионального образования перечень программ, при которых не допускается применение исключительно электронного обучения и дистанционных технологий, не предусмотрен.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль