Руководитель учебного заведения: направления деятельности и квалификация

291

Обеспечение поддержки стратегии и деятельности структурных единиц является особым умением и компетенцией руководителя учебного заведения. Среди необходимых ему знаний можно выделить модели экономической деятельности в сфере образования и правовые возможности доступа организации к осуществлению деятельности. То есть это в первую очередь лицензирование, аккредитация (в том числе общественная, профессионально-общественная и аккредитация образовательных программ), государственная регламентация и независимая оценка качества образования.

На базе этих знаний руководителю учебного заведения необходимо уметь:

  • планировать деятельность;
  • прогнозировать развитие событий;
  • оценивать программы;
  • использовать методы стратегического анализа учреждения;
  • организовывать работы по разработке стратегий и бизнес-планов;
  • корректировать планы в связи с изменениями и фактически достигнутыми результатами деятельности;
  • заниматься оценкой рисков.

Также важно отметить, что в текущей ситуации самой проблемной для руководителя учебного заведения является финансово-хозяйственная деятельность, включающая в себя:

  • составление плана, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств;
  • формирование порядка реализации различных работ и услуг;
  • подготовка и согласование коллективных договоров и соглашений;
  • формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской информации.

Найти и удержать грамотного и надежного специалиста в современных условиях достаточно сложно, ведь требования к нему серьезные, как и предполагаемая ответственность, которую он должен будет на себя принять. Хороший бухгалтер должен знать систему финансовых методов и рычагов, статистический учёт, регламент ведения экспериментальной и инновационной деятельности, систему экономических стандартов и показателей организации, а также порядок финансового обеспечения и оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования. И рассматривая необходимые знания для руководителя учебного заведения, можно примерно оценить масштаб знаний и ответственность на базе этих знаний.

Знания, умения и навыки, необходимые руководителю учебного заведения

Кроме необходимых умений отстаивать позицию, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, синтезировать, вести переговоры и т.п., руководитель должен уметь анализировать и оценивать правильность оформления финансовой и управленческой документации. И очевидно, что для того, чтобы правильно произвести оценку качества данных документов, необходимо знать всё, что связано с этими сферами деятельности.

Проект профессионального стандарта руководителя учебного заведения предполагает наличие у сотрудника обширных и качественных знаний. Кроме того, современные условия требуют ещё и непрерывного образования. И это объективно правильно, так как у руководителя крайне высока доля ответственности за результаты, непосредственно образовательную деятельность и качество её осуществления. Таким образом, в текущей ситуации руководителю просто не обойтись без дополнительного профессионального образования, нормативное регулирование которого осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ.

Классифицируют два вида программ: для повышения квалификации и для профессиональной переподготовки руководителя учебного заведения. Первая направлена на получение новой компетенции, которая необходима для профессиональной деятельности. И по сути, это повышение уровня в рамках уже имеющейся квалификации. Вторая же направлена получение компетенций, которые необходимы для выполнения нового вида профессиональной деятельности. То есть это приобретение новой квалификации.

Реализация дополнительных профессиональных программ регламентируется порядком организации и осуществления по ним образовательной деятельности, утверждённым приказом Министерства образования и науки №499 от 1 июля 2013 года. В нём указывается, что минимально допустимый срок освоения руководителем учебного заведения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки должен быть не менее 250 часов. Порядок организации деятельности устанавливает только минимальный уровень, но существует традиционный подход к количеству часов по программам: 16, 32 и 72 часа, который не установлен нормативами и разработан скорее для удобства. То есть расчет окончательного срока освоения - право непосредственно образовательной организации и он зависит от особенностей той или иной программы.

Таким образом, руководитель учебного заведения должен обладать стандартными умениями и навыками, которые предъявляются конкретно к занимаемой должности, а также получить необходимые знания для обеспечения деятельности отдельных структурных единиц образовательной организации. В зависимости от решения работодателя, сотрудник может либо повысить уровень уже имеющейся квалификации, либо получить компетенций, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль