Стандарт руководителя образовательной организации: функции, навыки, квалификация

67

Стандартом руководителя образовательной организации установлены основные пути достижения необходимой квалификации: высшее образование, магистратура и специалитет. Но, рассматривая только седьмой уровень, важно отметить вероятность перехода на новую систему "магистратура, бакалавриат", в которой магистратура является высшим образованием для бакалавриата, а для специалитета она определяется как второе ВО. Из этого следует, что магистратура предназначена для углубленного изучения материала и проблем в сфере одной и той же деятельности, а это по своей сути является специализацией.

Этот факт важно учитывать при рассмотрении путей повышения квалификации, установленных стандартом руководителя образовательной организации. То есть, если раньше в пятилетнем цикле при специалитете специализация проходила на четвертом-пятом курсах, то в обновленной системе бакалавриат предполагает общие знания, а магистратура – углубленное изучение одного из направлений профессиональной деятельности.

Основные трудовые действия, указанные в стандарте руководителя образовательной организации

Проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации выделяет такие трудовые действия:

  • принимать, согласовывать и утверждать стратегические решения;
  • организовывать разработку эффективных систем мониторинга внутренней и внешней среды;
  • определять показатели и индикаторы достижения стратегических целей;
  • осуществлять анализ внутренней и внешней среды образовательных учреждений, а также механизма взаимодействия организации и внешнего окружения;
  • выявлять возможности и угрозы со стороны внешнего окружения, сильные и слабые стороны организации, тенденции развития политико-правовой, социально-экономической и научно-технической ситуаций, а также оценивать их влияние на деятельность образовательной организации.

Фактически, эти трудовые действия, указанные в стандарте руководителя образовательной организации, относятся к сфере стратегического менеджмента, где понятия внешней и внутренней среды, внешних угроз, сильных и слабых сторон организации являются сугубо общетеоретическими. Их не нужно понимать это буквально. Внешние угрозы, например, это в первую очередь изменения социально-экономического положения или конкурентной среды.

Многие несерьезно относятся к фразе "конкуренция в сфере образования", так как во многих регионах считаются нормой ситуации, когда до ближайшего учебного заведения необходимо ехать более 30 километров. Очевидно, что образовательные организации, обслуживающие ближайшие малонаселенные пункты, находятся вне конкуренции, но в крупных городах и мегаполисах, где идет борьба за каждого ребенка, конкурентная среда – это стандартное явление.

Одной из ключевых функций, установленных стандартом руководителя образовательной организации, является разработка общей стратегии, включающую в себя такие пункты:

  • специфика учебного учреждения;
  • формы получения образования;
  • формы обучения;
  • научно-методическое ресурсное обеспечение;
  • образовательные стандарты;
  • информационная открытость;
  • законодательство Российской Федерации в сфере образования.

Последний пункт представляет собой огромный пласт нормативных документов и методических писем. Но фактически даже самые известные эксперты не могут сказать, что знают все нормы, даже если каждый день с ними работают.

Ориентироваться в достаточно большом пространстве образовательного законодательства не так уж и легко, потому что оно представляет собой комплексную отрасль, соединяющую в себе нормы гражданского, административного, уголовного и трудового права. И так как этот пункт предусмотрен стандартом руководителя образовательной организации, данному работнику необходимо обладать определенными навыками поиска информации и освоить методы ориентации в таком потоке данных. К счастью, с развитием информационных технологий это становится значительно проще, легче и быстрее

Таким образом, к необходимым умениям руководителя учебного учреждения можно отнести:

  • анализирование деятельности, изменения среды и рыночной ситуации;
  • оценка рисков (особенно в рыночной ситуации при предоставлении платных образовательных услуг);
  • прогнозирование развития событий путем оценки реальных и потенциальных возможностей работников;
  • управление проектами с использованием информационных технологий и КТ-компетентностей;
  • формирование организационной стратегии с определением показателей и индикаторов её достижений.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль