Квалификация работника образовательного учреждения на руководящей должности

26

Говоря о руководящих работниках сферы общего образования, необходимо руководствоваться в первую очередь двумя статьями Трудового кодекса Российской Федерации: №196 и №197. В отличие от обычных педагогов, руководители учебных заведений так же, как и все остальные, имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, но её периодичность законодательно не устанавливается и зависит непосредственно от работодателей, которые и определяют, в каком объеме, в какие сроки и по каким направлениям необходимо осуществить повышение квалификации работника образовательного учреждения, занимающего руководящую должность. Стоит отметить, что такая подготовка согласно статье №196 осуществляется на условиях и в порядке, которые определяются специальными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами.

При анализе основных факторов, которые влияют на управленческую квалификацию руководителя, необходимо выделить следующие:

  • базовое образование;
  • стаж работы на подобных должностях;
  • полученные в результате предыдущей деятельности уровень и направления подготовки;
  • тип учреждения реализуемой образовательной программы.

Как правило, руководящие работники организаций, владеющих некой автономией, имеют больше хозяйственной самостоятельности, но и несут, соответственно, больше ответственности. Поэтому квалификация работников образовательного учреждения такого типа в плане финансово-хозяйственной деятельности представляется особенно необходимой.

Руководящая работа (особенно директора школы или заведующего детским садом) с развитием информационных коммуникаций становится всё сложнее, поэтому важную роль играют личностные характеристики, то есть индивидуальные способности и возможности, а также предрасположенность к решению различных вопросов. Например, кому-то сложнее даётся решение правовых вопросов, кому-то – финансово-хозяйственных.

Основные требования к квалификации работников образовательных учреждений на руководящих должностях

В настоящий момент особое внимание привлекается к обновлению нормативных требований к квалификации работников образовательных учреждений, занимающих руководящие должности. Поэтапно вводятся новые профессиональные стандарты и некоторые из них были в свое время были разработаны РУДН. И хоть пока многие из них не приняты, уже можно сделать определённые выводы по тем требованиям, которые будут предъявляться к квалификации руководителей образовательных организаций.

Основные трудовые функции директора или заведующего – это управление организацией, её развитием, а также различными проектами и процессами. Приказ №148н утверждает уровни квалификации работников образовательных учреждений в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Особое внимание следует обратить на седьмой уровень, в котором выделяются полномочия и ответственность за определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решений на уровне крупных организаций или подразделений. Соответственно, ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений несет непосредственно руководитель.

Также выделяется характер умений и знаний, понимание методологических основ профессиональной деятельности, определение источников и поиск информации, необходимой для развития организации. То есть, по сути, данный уровень квалификации работника образовательного учреждения является достаточно высоким и базируется на разработке собственных знаний в своей области деятельности и умении выбирать из информационных потоков только качественные данные, которые можно эффективно использовать для развития своей организации. Соответственно, характер умений – это решение задач в области профессиональной деятельности с использованием разнообразных методов и технологий (в том числе инновационных), либо их непосредственная разработка.

Руководители учебных заведений имеют право на дополнительное профессиональное образование, но периодичность повышения квалификации работника образовательного учреждения устанавливается непосредственно работодателем и зависит от особенности конкретной организации. Именно работодатель определяет в каком объеме, в какие сроки и по каким направлениям необходимо осуществить подготовку сотрудника, занимающего руководящую должность. Направление подготовки определяется исходя из задач и целей образовательной организации, её типа и индивидуальных особенностей сотрудника.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль