Квалификация работника образовательного учреждения на руководящей должности

21

Говоря о руководящих работниках сферы общего образования, необходимо руководствоваться в первую очередь двумя статьями Трудового кодекса Российской Федерации: №196 и №197. В отличие от обычных педагогов, руководители учебных заведений так же, как и все остальные, имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, но её периодичность законодательно не устанавливается и зависит непосредственно от работодателей, которые и определяют, в каком объеме, в какие сроки и по каким направлениям необходимо осуществить повышение квалификации работника образовательного учреждения, занимающего руководящую должность. Стоит отметить, что такая подготовка согласно статье №196 осуществляется на условиях и в порядке, которые определяются специальными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами.

При анализе основных факторов, которые влияют на управленческую квалификацию руководителя, необходимо выделить следующие:

  • базовое образование;
  • стаж работы на подобных должностях;
  • полученные в результате предыдущей деятельности уровень и направления подготовки;
  • тип учреждения реализуемой образовательной программы.

Как правило, руководящие работники организаций, владеющих некой автономией, имеют больше хозяйственной самостоятельности, но и несут, соответственно, больше ответственности. Поэтому квалификация работников образовательного учреждения такого типа в плане финансово-хозяйственной деятельности представляется особенно необходимой.

Руководящая работа (особенно директора школы или заведующего детским садом) с развитием информационных коммуникаций становится всё сложнее, поэтому важную роль играют личностные характеристики, то есть индивидуальные способности и возможности, а также предрасположенность к решению различных вопросов. Например, кому-то сложнее даётся решение правовых вопросов, кому-то – финансово-хозяйственных.

Основные требования к квалификации работников образовательных учреждений на руководящих должностях

В настоящий момент особое внимание привлекается к обновлению нормативных требований к квалификации работников образовательных учреждений, занимающих руководящие должности. Поэтапно вводятся новые профессиональные стандарты и некоторые из них были в свое время были разработаны РУДН. И хоть пока многие из них не приняты, уже можно сделать определённые выводы по тем требованиям, которые будут предъявляться к квалификации руководителей образовательных организаций.

Основные трудовые функции директора или заведующего – это управление организацией, её развитием, а также различными проектами и процессами. Приказ №148н утверждает уровни квалификации работников образовательных учреждений в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Особое внимание следует обратить на седьмой уровень, в котором выделяются полномочия и ответственность за определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решений на уровне крупных организаций или подразделений. Соответственно, ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений несет непосредственно руководитель.

Также выделяется характер умений и знаний, понимание методологических основ профессиональной деятельности, определение источников и поиск информации, необходимой для развития организации. То есть, по сути, данный уровень квалификации работника образовательного учреждения является достаточно высоким и базируется на разработке собственных знаний в своей области деятельности и умении выбирать из информационных потоков только качественные данные, которые можно эффективно использовать для развития своей организации. Соответственно, характер умений – это решение задач в области профессиональной деятельности с использованием разнообразных методов и технологий (в том числе инновационных), либо их непосредственная разработка.

Руководители учебных заведений имеют право на дополнительное профессиональное образование, но периодичность повышения квалификации работника образовательного учреждения устанавливается непосредственно работодателем и зависит от особенности конкретной организации. Именно работодатель определяет в каком объеме, в какие сроки и по каким направлениям необходимо осуществить подготовку сотрудника, занимающего руководящую должность. Направление подготовки определяется исходя из задач и целей образовательной организации, её типа и индивидуальных особенностей сотрудника.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль