Работа с одаренными детьми в школе: за ними будущее России

83

Комментарий к Правилам выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239

Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в школе, стимулирования талантливой молодежи входит в перечень приоритетных задач, стоящих пред российским образованием. Об этом говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Работа с одаренными детьми в школе: механизм государственного воздействия

Механизм выявления и поддержки одаренных детей в школе описан в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ). Согласно ст. 77 Закона № 273-ФЗ выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также работа с одаренными детьми в школе осуществляется федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями посредством:

1. Проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных, спортивных мероприятий.

Работа с одаренными детьми в школе предполагает, что обучающиеся принимают участие в конкурсах и мероприятиях на добровольной основе. Взимание платы за участие в мероприятиях, олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускается.

2. Назначения специальных денежных поощрений и предоставления иных мер стимулирования в качестве поддержки одаренных детей в школе.

Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в т. ч. для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом, определяются в порядке, установленном Правительством РФ.

3. Создания специализированных структурных подразделений и образовательных организаций, имеющих право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций.

Порядок комплектования указанных подразделений и организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций.

Новый документ — Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, поддержки одаренных детей в школе, утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 (далее — Постановление № 1239, Правила; приложение), — дополняет и уточняет положения Закона № 273-ФЗ.

Мероприятия и конкурсы в контексте работы с одаренными детьми в школе

Согласно Постановлению № 1239 Минобрнауки России должно утвердить перечни олимпиад и иных творческих конкурсов и мероприятий, направленных поддержку одаренных детей в школе, на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

Данные перечни олимпиад, конкурсов и мероприятий должны формироваться на основании перечней, представленных заинтересованными федеральными государственными органами.

Таким образом, в стране появится база конкурсных мероприятий различного уровня и различной направленности.

Из Правил неясно, как должны формироваться перечни мероприятий федеральных государственных органов. Скорее всего, это будет происходить на основе заявок организаторов мероприятий и предложений органа государственной власти.

Организатором конкурсного мероприятия может быть любая организация, в т. ч. общеобразовательная школа. Однако само мероприятие должно соответствовать критериям, установленным п. 5 Правил:

  1. наличие положения (регламента) о мероприятии;
  2. проведение мероприятия в течение не менее двух лет, предшествующих году подачи предложения о включении мероприятия в перечень мероприятий федерального государственного органа;
  3. наличие у организатора мероприятия финансовых, организационных, методических и иных ресурсов, необходимых для проведения мероприятия;
  4. наличие у организатора мероприятия официального сайта с размещенной на нем информацией о мероприятии;
  5. освещение проведения мероприятия в средствах массовой информации и Интернете.

Пока непонятно, в какой орган государственной власти нужно подавать заявку общественной организации, если она собирается стать организатором конкурсного мероприятия. Вероятно, в зависимости от профиля мероприятия.

Правила предусматривают обобщение сведений о детях, признанных победителями или призерами конкурсных мероприятий, специальной уполномоченной организацией — оператором. Иными словами, в стране создается федеральная база данных о детях с выдающимися способностями, сформированная в ходе работы с одаренными детьми в школе. Она необходима для организации работы с такими детьми, контроля их развития и профильной ориентации.

За оператором закрепляются функции по подготовке предложений об индивидуальном развитии одаренных детей, разработке для них образовательных программ и организации обучения, программ поддержки одаренных детей в школе.

Сопровождение развития одаренных детей законодатель возлагает на организаторов конкурсных мероприятий и образовательные организации, где обучаются одаренные дети. Это означает, что сопровождением одаренных детей будут заниматься только общеобразовательные организации, возможности которых ограничены.

Согласно п. 7 Правил организаторы конкурсных мероприятий должны направлять информацию о победителях и призерах:

1) оператору;

2) руководителям организаций, в которых одаренные дети — победители и призеры конкурсных мероприятий, получают образование, для формирования портфолио и организации дальнейшей поддержки и сопровождения.

Таким образом, на общеобразовательные организации возлагается обязанность по формированию портфолио каждого одаренного ребенка и организации его дальнейшей поддержки.

Поддержка одаренных детей может выражаться в следующих формах:

  • индивидуальная работа по формированию и развитию познавательных интересов, в т. ч. тьюторская и (или) тренерская поддержка;
  • профессиональная ориентация посредством повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда;
  • содействие в трудоустройстве после окончания обучения;
  • психолого-педагогическое сопровождение;
  • иные формы, предусмотренные законодательством РФ и локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Подводя итог, можно сказать, что принятие Правил — это серьезный шаг в направлении организации системной работы с одаренными детьми, о необходимости которой говорится давно. В дальнейшем будут приняты другие документы, регламентирующие ее отдельные направления.

Владимир Боровик, советник Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 100%
  • нет 0%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль