Работа с одаренными детьми в школе: за ними будущее России

112

Комментарий к Правилам выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239

Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в школе, стимулирования талантливой молодежи входит в перечень приоритетных задач, стоящих пред российским образованием. Об этом говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Работа с одаренными детьми в школе: механизм государственного воздействия

Механизм выявления и поддержки одаренных детей в школе описан в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ). Согласно ст. 77 Закона № 273-ФЗ выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также работа с одаренными детьми в школе осуществляется федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями посредством:

1. Проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных, спортивных мероприятий.

Работа с одаренными детьми в школе предполагает, что обучающиеся принимают участие в конкурсах и мероприятиях на добровольной основе. Взимание платы за участие в мероприятиях, олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускается.

2. Назначения специальных денежных поощрений и предоставления иных мер стимулирования в качестве поддержки одаренных детей в школе.

Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в т. ч. для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом, определяются в порядке, установленном Правительством РФ.

3. Создания специализированных структурных подразделений и образовательных организаций, имеющих право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций.

Порядок комплектования указанных подразделений и организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций.

Новый документ — Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, поддержки одаренных детей в школе, утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 (далее — Постановление № 1239, Правила; приложение), — дополняет и уточняет положения Закона № 273-ФЗ.

Мероприятия и конкурсы в контексте работы с одаренными детьми в школе

Согласно Постановлению № 1239 Минобрнауки России должно утвердить перечни олимпиад и иных творческих конкурсов и мероприятий, направленных поддержку одаренных детей в школе, на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

Данные перечни олимпиад, конкурсов и мероприятий должны формироваться на основании перечней, представленных заинтересованными федеральными государственными органами.

Таким образом, в стране появится база конкурсных мероприятий различного уровня и различной направленности.

Из Правил неясно, как должны формироваться перечни мероприятий федеральных государственных органов. Скорее всего, это будет происходить на основе заявок организаторов мероприятий и предложений органа государственной власти.

Организатором конкурсного мероприятия может быть любая организация, в т. ч. общеобразовательная школа. Однако само мероприятие должно соответствовать критериям, установленным п. 5 Правил:

  1. наличие положения (регламента) о мероприятии;
  2. проведение мероприятия в течение не менее двух лет, предшествующих году подачи предложения о включении мероприятия в перечень мероприятий федерального государственного органа;
  3. наличие у организатора мероприятия финансовых, организационных, методических и иных ресурсов, необходимых для проведения мероприятия;
  4. наличие у организатора мероприятия официального сайта с размещенной на нем информацией о мероприятии;
  5. освещение проведения мероприятия в средствах массовой информации и Интернете.

Пока непонятно, в какой орган государственной власти нужно подавать заявку общественной организации, если она собирается стать организатором конкурсного мероприятия. Вероятно, в зависимости от профиля мероприятия.

Правила предусматривают обобщение сведений о детях, признанных победителями или призерами конкурсных мероприятий, специальной уполномоченной организацией — оператором. Иными словами, в стране создается федеральная база данных о детях с выдающимися способностями, сформированная в ходе работы с одаренными детьми в школе. Она необходима для организации работы с такими детьми, контроля их развития и профильной ориентации.

За оператором закрепляются функции по подготовке предложений об индивидуальном развитии одаренных детей, разработке для них образовательных программ и организации обучения, программ поддержки одаренных детей в школе.

Сопровождение развития одаренных детей законодатель возлагает на организаторов конкурсных мероприятий и образовательные организации, где обучаются одаренные дети. Это означает, что сопровождением одаренных детей будут заниматься только общеобразовательные организации, возможности которых ограничены.

Согласно п. 7 Правил организаторы конкурсных мероприятий должны направлять информацию о победителях и призерах:

1) оператору;

2) руководителям организаций, в которых одаренные дети — победители и призеры конкурсных мероприятий, получают образование, для формирования портфолио и организации дальнейшей поддержки и сопровождения.

Таким образом, на общеобразовательные организации возлагается обязанность по формированию портфолио каждого одаренного ребенка и организации его дальнейшей поддержки.

Поддержка одаренных детей может выражаться в следующих формах:

  • индивидуальная работа по формированию и развитию познавательных интересов, в т. ч. тьюторская и (или) тренерская поддержка;
  • профессиональная ориентация посредством повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда;
  • содействие в трудоустройстве после окончания обучения;
  • психолого-педагогическое сопровождение;
  • иные формы, предусмотренные законодательством РФ и локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Подводя итог, можно сказать, что принятие Правил — это серьезный шаг в направлении организации системной работы с одаренными детьми, о необходимости которой говорится давно. В дальнейшем будут приняты другие документы, регламентирующие ее отдельные направления.

Владимир Боровик, советник Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль