Педагогическая поддержка родителей младшего школьника: слагаемые общего успеха

607

Общеобразовательная организация (далее – ОО) – основной координационный центр системы педагогической поддержки родителей как института социализации подрастающего поколения.

Актуальной задачей социально-педагогической практики ОО является повышение педагогической компетенции родителей. Реализуя эту задачу, важно помнить, что приоритетная ценность и социальная функция семьи – выступать для ребенка «эмоциональным тылом». Заботливые родители младших школьников интересуются деятельностью ОО, тем, как их ребенок проводит время в школе. 

Формы взаимодействия педагогов и родителей младших школьников:

  • тематические родительские собрания;
  • родительские лектории;
  • ведение родителями младших школьников «родительских дневников»;
  • встречи родительской общественности с администрацией ОО, учителями;
  • индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;
  • участие родителей в ученических научно-исследовательских конференциях («Малая академия», «Аленький цветочек», «Мой проект»), фестивалях, днях открытых уроков, праздниках знаний, предметных неделях и т. д.;
  • привлечение родителей учащихся к оформлению кабинетов, классных уголков, благоустройству ОО, сбору макулатуры (акция «Папирус») и т. д.;
  • привлечение родителей младших школьников к проведению праздников, соревнований, конкурсов, КВН, экскурсионных поездок (фестиваль семейного творчества, конкурс инсценированной сказки, праздник «Ученик года» и др.).

У них возникают вопросы, связанные с условиями полноценного развития их ребенка. Следствием сотрудничества педагогов и родителей младших школьников является то, что дети лучше успевают в школе, более дисциплинированны дома, у педагогов возникает меньше проблем в организации образовательного процесса, в глазах родителей возрастает авторитет ОО и доверие к ней. Многие родители выражают желание посещать уроки, внеклассные мероприятия, чтобы понять, в чем заключаются трудности ребенка, и оказать ему своевременную помощь. В связи с этим перед педагогическим коллективом ОО стоит задача осуществления информационно-просветительской, диагностической и коррекционной работы с родителями младших школьников.

Формы педагогической поддержки родителей 

Родительский дневник – это тетрадь, в которой родители младших школьников ведут записи. Он заводится на первой их встрече с классным руководителем. В этом дневнике они делают записи по итогам родительских собраний, фиксируют свои пожелания и рекомендации учителям по организации общения с их ребенком. Вторая часть дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка, каким они хотят его видеть, что хотят ему пожелать. Обязательная страничка каждого родительского дневника – «страничка радости».

Информацию для нее классный руководитель готовит родителям к каждому родительскому собранию. На этой странице фиксируются все достижения детей. Например, если учащийся класса, по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, принял участие в каком-либо общешкольном или даже районном мероприятии, то это является общим успехом и об этом обязательно должны узнать его близкие. Ведение родительского дневника помогает учителю увидеть изменения в отношении родителей ученика к его обучению, а родителям младшего школьника – научиться наблюдать за своим ребенком, реагировать на его проблемы и достижения.

Классные собрания - одна из форм педагогической поддержки родителей. Обычно они проводятся один раз в четверть, но при необходимости могут проводиться и чаще. На собрании учитель может выступить с лекцией или беседой на педагогическую тему. Можно предложить родителям решить педагогические задачи. Такая методика выявляет существующие точки зрения и способствует выработке единого мнения по актуальным вопросам воспитания. Можно проводить и совместные собрания родителей и учащихся. Дети могут выступить перед родителями с концертом, задать интересующие их вопросы.

Можно приглашать родителей младших школьников принять участие в семинарах, на которых могут решаться педагогические задачи и вырабатываться единое мнение коллектива взрослых по актуальным вопросам воспитания детей.

Не последнее место в системе взаимодействия ОО с родителями младших школьников занимают конференции. Тематика их может быть разной, например: «Конференция отцов», «Трудно ли быть отличником», «Родительский авторитет». Подготовка к таким мероприятиям требует проведения анкетирования родителей и детей, приглашения специалистов-экспертов.

Родительские чтения - дают возможность родителям учащихся ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовиться к восприятию тех или иных изменений, которые происходят с ребенком по мере его взросления. Родительские чтения – это модель педагогической поддержки родителей, которая предоставляет им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по той или иной проблеме.

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями младших школьников, которые осознают наличие проблемных ситуаций в семье, хотят изменить свои отношения с ребенком. Родительский тренинг проводится, как правило, педагогом-психологом ОО. Тренинг является малознакомой формой работы для родителей, но она становится наиболее выигрышной, т. к. не навязывает им каких-то догм и правил в воспитании детей, требований по изменению своего образа жизни, а участники приходят к этому самостоятельно (например, понимают, что развивать перфекционизм у школьников не всегда уместно).

Таким образом, педагогическая поддержка родителей осуществляется как целенаправленная, организованная, профессиональная помощь семье с целью реализации прав ребенка на полноценное развитие и образование.

В приложении 1 представлен примерный годовой план родительских собраний в рамках педагогической поддержки учителями родителей младших школьников. В приложении 2 – описание хода родительского собрания в форме мастер-класса по теме «Родительская любовь». Материалы родительского собрания можно оформить в виде памятки и вручить родителям учащихся.

Педагогическая поддержка родителей младшего школьника: слагаемые общего успеха

Педагогическая поддержка родителей младшего школьника: слагаемые общего успеха

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль