Педагогическая поддержка родителей младшего школьника: слагаемые общего успеха

689

Общеобразовательная организация (далее – ОО) – основной координационный центр системы педагогической поддержки родителей как института социализации подрастающего поколения.

Актуальной задачей социально-педагогической практики ОО является повышение педагогической компетенции родителей. Реализуя эту задачу, важно помнить, что приоритетная ценность и социальная функция семьи – выступать для ребенка «эмоциональным тылом». Заботливые родители младших школьников интересуются деятельностью ОО, тем, как их ребенок проводит время в школе. 

Формы взаимодействия педагогов и родителей младших школьников:

  • тематические родительские собрания;
  • родительские лектории;
  • ведение родителями младших школьников «родительских дневников»;
  • встречи родительской общественности с администрацией ОО, учителями;
  • индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;
  • участие родителей в ученических научно-исследовательских конференциях («Малая академия», «Аленький цветочек», «Мой проект»), фестивалях, днях открытых уроков, праздниках знаний, предметных неделях и т. д.;
  • привлечение родителей учащихся к оформлению кабинетов, классных уголков, благоустройству ОО, сбору макулатуры (акция «Папирус») и т. д.;
  • привлечение родителей младших школьников к проведению праздников, соревнований, конкурсов, КВН, экскурсионных поездок (фестиваль семейного творчества, конкурс инсценированной сказки, праздник «Ученик года» и др.).

У них возникают вопросы, связанные с условиями полноценного развития их ребенка. Следствием сотрудничества педагогов и родителей младших школьников является то, что дети лучше успевают в школе, более дисциплинированны дома, у педагогов возникает меньше проблем в организации образовательного процесса, в глазах родителей возрастает авторитет ОО и доверие к ней. Многие родители выражают желание посещать уроки, внеклассные мероприятия, чтобы понять, в чем заключаются трудности ребенка, и оказать ему своевременную помощь. В связи с этим перед педагогическим коллективом ОО стоит задача осуществления информационно-просветительской, диагностической и коррекционной работы с родителями младших школьников.

Формы педагогической поддержки родителей 

Родительский дневник – это тетрадь, в которой родители младших школьников ведут записи. Он заводится на первой их встрече с классным руководителем. В этом дневнике они делают записи по итогам родительских собраний, фиксируют свои пожелания и рекомендации учителям по организации общения с их ребенком. Вторая часть дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка, каким они хотят его видеть, что хотят ему пожелать. Обязательная страничка каждого родительского дневника – «страничка радости».

Информацию для нее классный руководитель готовит родителям к каждому родительскому собранию. На этой странице фиксируются все достижения детей. Например, если учащийся класса, по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, принял участие в каком-либо общешкольном или даже районном мероприятии, то это является общим успехом и об этом обязательно должны узнать его близкие. Ведение родительского дневника помогает учителю увидеть изменения в отношении родителей ученика к его обучению, а родителям младшего школьника – научиться наблюдать за своим ребенком, реагировать на его проблемы и достижения.

Классные собрания - одна из форм педагогической поддержки родителей. Обычно они проводятся один раз в четверть, но при необходимости могут проводиться и чаще. На собрании учитель может выступить с лекцией или беседой на педагогическую тему. Можно предложить родителям решить педагогические задачи. Такая методика выявляет существующие точки зрения и способствует выработке единого мнения по актуальным вопросам воспитания. Можно проводить и совместные собрания родителей и учащихся. Дети могут выступить перед родителями с концертом, задать интересующие их вопросы.

Можно приглашать родителей младших школьников принять участие в семинарах, на которых могут решаться педагогические задачи и вырабатываться единое мнение коллектива взрослых по актуальным вопросам воспитания детей.

Не последнее место в системе взаимодействия ОО с родителями младших школьников занимают конференции. Тематика их может быть разной, например: «Конференция отцов», «Трудно ли быть отличником», «Родительский авторитет». Подготовка к таким мероприятиям требует проведения анкетирования родителей и детей, приглашения специалистов-экспертов.

Родительские чтения - дают возможность родителям учащихся ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовиться к восприятию тех или иных изменений, которые происходят с ребенком по мере его взросления. Родительские чтения – это модель педагогической поддержки родителей, которая предоставляет им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по той или иной проблеме.

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями младших школьников, которые осознают наличие проблемных ситуаций в семье, хотят изменить свои отношения с ребенком. Родительский тренинг проводится, как правило, педагогом-психологом ОО. Тренинг является малознакомой формой работы для родителей, но она становится наиболее выигрышной, т. к. не навязывает им каких-то догм и правил в воспитании детей, требований по изменению своего образа жизни, а участники приходят к этому самостоятельно (например, понимают, что развивать перфекционизм у школьников не всегда уместно).

Таким образом, педагогическая поддержка родителей осуществляется как целенаправленная, организованная, профессиональная помощь семье с целью реализации прав ребенка на полноценное развитие и образование.

В приложении 1 представлен примерный годовой план родительских собраний в рамках педагогической поддержки учителями родителей младших школьников. В приложении 2 – описание хода родительского собрания в форме мастер-класса по теме «Родительская любовь». Материалы родительского собрания можно оформить в виде памятки и вручить родителям учащихся.

Педагогическая поддержка родителей младшего школьника: слагаемые общего успеха

Педагогическая поддержка родителей младшего школьника: слагаемые общего успеха

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль