Финансовые отношения ОО и обучающихся по семейной форме получения образования

57

Пределы финансовой ответственности ОО в отношении обучающихся по семейной форме получения образования

ОО несет ответственность за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение академических прав всех обучающихся, в том числе и аттестацию при семейном обучении учащихся, прикрепленных к конкретной школе. Требования к условиям реализации образовательной программы должны полностью соответствовать содержанию федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС), вне зависимости от формы обучения.Промежуточная и итоговая аттестация при семейном обучении не оплачивается родителями или лицами, их заменяющими, проводится на безвозмездной основе.

Формы получения образования и формы обучения по ООП по каждому уровню образования определяются ФГОС (ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно п. 5 Письма № НТ-1139/08 учредитель образовательной организации может определить нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в  семейной форме получения образования, покрывающие затраты:

  • на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации;
  • приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией ООП;
  • оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

При выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм oбучения нормативные затраты (помимо перечисленных) должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентoв образовательной прoграммы в организации. При этом родителям или лицам, их заменяющим, никакие компенсации за семейное oбучение их детей не предусмотрены.

Субъекты РФ в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе семейной формы получения образования. Например, обучающиеся должны быть обеспечены учебникaми и учебными пособиями. Обеспечивать можно не только из фондoв библиотеки OO, в которой ребенок проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестацию при семейном обучении, но и посредством создaния специaлизирoвaннoгo библиoтечнoгo фoндa субъектa РФ (муниципaльнoгo oбрaзoвaния).

Также на уровне субъекта РФ для нуждающихся семей в качестве меры социальной поддержки могут быть введены денежные компенсации на образование, питание детей в ОО. При этом следует иметь в виду, что на федеральном уровне с 1 сентября 2013 г. лица, осваивающие ООП в семье, не наделены правом получения таких компенсаций.

Обучающимся, в т. ч. по семейной форме получения образования, испытывающим трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации, органы государственной власти субъектов РФ организуют предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Ее могут оказать психологи, педагоги-психологи образовательных организаций, в которых дети проходят аттестацию при семейном обучении, либо центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Регламентация обучения по семейной форме получения образования на уровне образовательной организации
Регламентировать обучение в семейной форме целесообразно локальным нормативным актом.
Помимо порядка промежуточной или итоговой аттестации при семейном обучении, зачета результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других ОО в документ можно включать нормы, регламентирующие права и обязанности родителей, обучающихся, образовательной организации.

Если ребенок обучается по семейной форме получения образования родители (законные представители) обязаны совместно с ОО контролировать своевременную ликвидацию академической задолженности и обеспечивать условия для освоения образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС (ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ).

Некоторые права родителей закреплены непосредственно в Федеральном законе № 273-ФЗ. В частности, родители (законные представители), обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в семейной форме, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в т. ч. в детских садах и школах, если в них созданы консультационные центры (ч. 3 ст. 64 Федерального закона № 273-ФЗ). Обеспечение предоставления помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

К числу прав родителей (законных представителей), которые желательно отразить в локальном нормативном акте, можно отнести:

  • право на обращение за помощью в общеобразовательную или дошкольную организацию, в которую зачислен ребенок;
  • получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы;
  • получение информации, необходимой для освоения образовательной программы на семейном обучении.

При этом материальная компенсация за семейное обучение и неиспользование предоставляемых услуг не предусмотрена в любом виде.

К числу обязанностей ОО в отношении обучающихся по семейной форме получения образования и их родителей (законных представителей) можно отнести:

  • предоставление учебников и другой литературы, необходимой для освоения ООП в рамках требований ФГОС;
  • оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, необходимой для освоения ООП;
  • предоставление возможности выполнять практические и лабораторные работы, предусмотренные программой, на имеющемся в ОО оборудовании, участвовать в различных олимпиадах и конкурсах;
  • проведение промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации;
  • обеспечение контроля за своевременной ликвидацией академической задолженности.

Компенсация педагогам дополнительного объема работы относительно обучающихся по семейной форме получения образования

При наличии в ОО таких обучающихся, необходимости организации итоговой и промежуточной аттестации при семейном обучении педагогические работники неизбежно тратят на работу больше времени. Компенсация дополнительных трудозатрат педагогов регламентирована Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее — ТК РФ).

Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия педагога ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Поручаемая педагогу дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работы. Срок, в течение которого педагог будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются в ОО с письменного согласия работника.
Таким образом, если педагог наделяется дополнительными обязанностями по работе с детьми, обучающимися по семейной форме получения образования, и при этом не освобождается от выполнения прочих трудовых обязанностей, он вправе поставить вопрос о компенсации увеличенного объема работ по сравнению с ранее выполняемым в соответствии с трудовым договором. В данном случае педагогическому работнику производится доплата, размер которой определяется по соглашению сторон.

При этом работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль