Частно-государственное партнерство в образовании: определение, документы и цели

16

Тему частно-государственного партнерства в образовании часто относят к вопросам экономики и финансов, обосновывая это тем, что экспертные материалы в данной области предназначены для того, чтобы ознакомить руководителей образовательных организаций (в большей степени – руководителей государственных, муниципальных учреждений, и также негосударственных образовательных организаций) с возможностями привлечения внебюджетных средств.

У данного понятия существует два определения. Первое приводится в рекомендациях по применению частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования, в том числе по использованию концессионных соглашений. Эти методические рекомендации в свое время были направлены письмом Министерства образования и науки Российской Федерации. Согласно данному определению, частно-государственное партнерство в сфере образования - это форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставление услуги. Также в этом определении даются основные цели привлечения внебюджетных средств:

  • финансирование сферы образования;
  • сооружение и реконструкция образовательных учреждений;
  • управление и содержание объекта инфраструктуры.

Второе определение более широкое и характеризует частно-государственное партнерство в образовании как любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса. Приводится оно в глоссарии из стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа – 2020» и подразумевает любые формы сотрудничества, которые идут на пользу организации, обеспечивающей образовательную деятельность, вне зависимости от ее организационно-правовой формы.

Программные документы частно-государственного партнерства в образовании

Базовым документом является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Его целевым ориентиром является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века. Таким образом, частно-государственное партнерство в образовании принимает участие в системном решении поставленных задач, которое состоит в переходе экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ науки, образования и высоких технологий, и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Но при переходе к новому социально ориентированному инновационному типу развития появляются существенные трудности, в том числе с финансированием сферы образования. По поводу привлечения частных инвестиций существовало несколько позиций (некоторые из них присутствуют до сих пор), основанных на том, что привлечение частного сектора априори означает сокращение бюджетного финансирования. В документе указывается, что расходы на образование за счет государственных и частных источников должны составить к 2020 году приблизительно 6,5-7% от ВВП. В сравнении с 2007 годом, этот уровень был 4-4,8%. Соответственно, при той ситуации, которая сейчас сохраняется в сфере материального фонда учебных учреждений, дополнительные инвестиции от частно-государственного партнерства в образовании не означают, что бюджетное финансирование резко сократится.

Но тот разрыв с ведущими мировыми державами, который должен быть преодолен, отчасти, сохраняется, так как требует в разы больше вложений. То отставание, которое образовалась в 90-е годы, существенно тормозит развитие и для того, чтобы успешными темпами его сократить, нужно значительно увеличить финансирование в сфере образования. Также существуют серьезные финансовые риски, которые объективно зависят от мирового экономического климата (финансовый кризис), поэтому реализация частно-государственного партнерства в сфере образования должна быть системной, невзирая на то, какое финансирование будет осуществляться за счет бюджетных средств.

В развитии образования стратегической целью является доступность и качество обучения, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества и гражданина. Соответственно, необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные услуги, к образовательной инфраструктуре. И в виде одного из целевых ориентиров развития системы образования указывается развитие форм финансирования учебных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль