Формирование федерального перечня учебников начальной школы

27

В 2013 году Министерство образования и науки РФ разработал комплексный план мер по изменению системы образования в детских садах и школах до 2018 года. Одно из первых изменений — введение нового приказа от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». В нем обучающиеся впервые получили право на бесплатное предоставление им учебников. На это право претендуют ученики, которые обучаются в школе или у индивидуального предпринимателя по программам ФГОС ноо школы,  если он обучается за счет финансовых средств бюджета, муниципалитета или субъекта.

Принципы формирования федерального перечня учебников начальной школы

В новом законе был разработан принцип формирования федерального перечня учебников начальной школы и других ступеней общего образования,  рекомендуемых к использованию, был разработан порядок проведения экспертизы учебников, специальные формы экспертных заключений, а также основания и порядок исключения учебников из этого перечня. Разработка этих механизмов была направлена на то, чтобы улучшить качество учебных материалов для должной реализации ФГОС ноо школы, во-первых, и, во-вторых, чтобы привлечь к обсуждению этого предмета не только профессиональные организации, но и широкую общественность. Это две основные задачи, которые на момент начала изменений ставило перед собой Министерство науки и образования РФ. Для реализации этих целей оно выделило несколько принципов:

  • школам рекомендуется заносить в федеральный перечень учебники, которые представляют собой завершенную предметную линию по каждой ступени образования (например, с 1 по 4 класс, с 5 по 9 класс) и вместе обеспечивали основную образовательную программу уровня образования. Ученики смогут последовательно получать преподаваемый материал, а педагоги - сохранять преемственность при изучении одного предмета;
  • наличие учебно-методических комплексов по учебнику, которые позволят педагогу сделать осознанный выбор пособия и эффективно использовать все достоинства учебника при непосредственной организации образовательной деятельности, например, при создании рабочих программ по предметам;
  • так как Министерство придает большое значение развитию дистанционных технологий образования, то и каждый учебник должен иметь электронное приложение или быть записан на электронном носителе;
  • из-за недостатков правового регулирования ранее существовала только процедура включения учебников в федеральный перечень учебников начальной школы и других ступеней, что к концу 2013 года привело к их очевидной избыточности. В связи с этим в приказе появилось положение о том, что федеральный перечень учебников будет формироваться один раз в 5 лет - срок равный сроку износа учебника. При этом будет предусмотрена процедура как включения учебника в перечень, так и его исключения оттуда;
  • введение процедуры общественной экспертизы учебников, разработка критериев и требований у общественным организациям, которые получат право принимать участие в подобной экспертизе. Введение общественной экспертизы было вызвано тем, что до этого существовало только два вида экспертизы: научная и педагогическая. Они проводятся параллельно, нормативно закреплены, однако не учитывают мнения тех, кто непосредственно использует учебник: родителей, детей, педагогов.

Проект приказа об утверждении порядка по формированию федерального перечня учебников начальной школы и других ступеней был размещен на специальном сайте для общественного обсуждения. Подготовкой приказа занималась рабочая группа в составе представителей от Совета Федерации, общественной палаты Российской Федерации, Государственной Думы, Всероссийского педагогического собрания, представителей родительской общественности. На заседаниях рабочей группы представители выработали основные положения проекта порядка формирования федерального перечня учебников, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форму экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня.

Таким образом, Министерство образования на федеральном уровне предложило совершенно новый механизм формирования перечня учебников. Главная цель введения этого механизма состояла в том, чтобы улучшить качество учебников в рамках реализации программы ФГОС ноо в школе и других программ, а также привлечь к формированию перечня тех людей, которые непосредственно работают с продуктом. В планах Министерства также значилось применить подобный принцип и для учебных пособий.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль