Основные положения приказа Министерства образования от 30.08. 2013 №1015

11

Новый закон пришел на смену 12 типовым положениям, которые регулировали деятельность образовательных организаций. В отличие от них приказ Министерства образования от 30.08. 2013 №1015 предметом своего регулирования обозначил реализацию программ начального общего, основного и среднего общего образования, то есть все уровни общего образования. Кроме того, другая задача закона — регулирование деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая индивидуальных предпринимателей, организации для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, организации со специальными наименованиями (кадетская школа, кадетский морской корпус).  и реализацию адаптированных образовательных программ.

Организация и осуществление образовательной деятельности в основной школе

Первый раздел приказа Министерства образования от 30.08. 2013 №1015 посвящен организации и осуществлению образовательной деятельности в основной школе и начальной школе. Основные положения этого раздела сводятся к следующему:

  • приказ закрепляет две формы получения образования: непосредственно в образовательной организации, в том числе у индивидуального предпринимателя, и вне организации в форме семейного образования и самообразования.

В законе закреплено три формы обучения, которые может использовать образовательная организация: очная, очно-заочная и заочная. В действующих стандартах эти формы обучения должны быть закреплены.

Отмечается, что начальное и основное общее образование может быть получено гражданином в форме семейного образования, а среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Приказ Министерства образования от 30.08. 2013 №1015 указывает на ряд особых случаев, когда гражданин может использовать форму самообразования при получении образования всех трех уровней, как начального, так и общего образования. Это случаи, если несовершеннолетнее лицо подозревается или обвиняется в преступлении, содержится под стражей или приговорено к пожизненному лишению свободы.

  • согласно закону, форму получения образования и форму обучения выбирают родители и законные представители несовершеннолетнего с учетом мнения ребенка. Если родители или законные представители выбирают форму семейного образования, то они должны подать письменное заявление в органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают, и известить орган местного самоуправления, который в соответствии с действующим законом об образовании в Российской Федерации ведет учет и контроль детей школьного возраста на подведомственной территории.

В ходе организации и осуществления образовательной деятельности в основной школе родители или представители ребенка могут заключить с образовательной организацией договор, если ребенок принимается туда для прохождения для прохождения промежуточной или государственной итоговой аттестации. Заключение подобного договора между семьей и органом местного самоуправления — это компетенция органов местного самоуправления. Организационно-методически, консультационно семейное образование и самообразование — это полномочия и компетенция органов местного самоуправления и финансовое регулирование этих двух форм получения образования — это компетенция региональных органов власти.

Также здесь стоит отметить, что во время прохождения аттестации ребенок может воспользоваться всеми академическими правами и свободами конкретной образовательной организации, которые закреплены в ее уставе.

  • в приказе Министерства образования от 30.08. 2013 №1015 зафиксировано, что допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Таким образом, у каждого школьника имеется право на свой индивидуальный учебный план, в котором он может сочетать как различные формы получения образования, так и формы обучения. Часть предметов он может изучать в очной форме, часть — в заочной форме, например, какие-то предметы с использованием дистанционных образовательных технологий, в форме электронного обучения. Важно отметить, что новый закон дает право ребенку на ускоренное обучение в пределах осваиваемых образовательных программ. Порядок реализации таких учебных планов, порядок организации ускоренного обучения устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом продолжительность этого учебного плана может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
  • федеральные стандарты устанавливают нормативные сроки освоения образовательных программ всех трех уровней: для начального общего образования — 4 года, для программ основного общего образования — 5 лет, у  программ среднего общего образования — 2 года. Увеличение срока на год предусмотрено для детей, обучающихся на заочной и очно-заочной форме обучения. Также увеличения срока обучения возможно для детей с ограниченными возможностями здоровья: слепыми и глухими. Для них обучение на ступени начального общего образования увеличивается на 2 года, на уровне основного общего образования — на один год.
  • при осуществлении образовательной деятельности в основной школе и начальной школе могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
  • образовательные организации, индивидуальные предприниматели, иные организации, в том числе научные, у которых есть определенный потенциал, которые могут заниматься образовательной деятельностью, могут объединяться и реализовывать одну или несколько образовательных программ совместно. Они подписывают между собой договор, где разрабатывают совместную образовательную программу, определяют права, свободы и ответственность каждого участника.
  • Образовательная деятельность ведется на государственном языке РФ. Одновременно с этим может вводиться обучение на языках республик РФ и родных языках коренных народов РФ, если они не перечат государственному языку.

Это лишь одни из немногих положений Приказа Министерства образования от 30.08. 2013 №1015. Он содержит в себе как элементы и наработанную практику предыдущих нормативно-правовых актов, так и совершенно новые положения, которые только вводились на территории страны. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль