Требования к лицам, претендующим на усыновление приемного ребенка в школе

46

Правовая подготовка лиц, претендующих на усыновление приемного ребенка в школе

Усыновление приемного ребенка в школе — процедура, требующая большой юридической подготовки. Претендовать на усыновление ребенка может сразу несколько лиц, однако в первую очередь будут рассматриваться родственники ребенка, если они готовы соблюдать его интересы. К близким родственникам относятся родственники по прямой линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общие отца и мать) братья и сестры.

Для начала процедуры усыновления органы судебной власти проверяют, какие меры приняли органы опеки и попечительства к установлению родственников усыновляемого ребенка. Суд также выясняет, по каким причинам родственники отказались от принятия ребенка в свои семьи, и получили ли они разъяснения о мерах социальной поддержки.

В ходе проведения процедуры суд исследует ряд документов:

  • сведения о родственниках приемного ребенка в школе;
  • заявления родственников ребенка об отказе и причинах отказа взять его на воспитание, представленные в письменной форме;
  • свидетельствующие о лишении родительских прав, о нахождении лиц в местах лишения свободы и другие документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка в семьи указанных лиц;
  • справки о том, что никто из родственников не посещал ребенка в организациях для детей.

В том случае, если родственники ребенка не установлены, суд самостоятельно принимает меры по их поиску:

  • запрашивает в органах записи актов гражданского состояния информацию о рождении родителей ребенка для установления иных родственников;
  • запрашивает информацию о месте жительства родственников у органов Федеральной миграционной службы;
  • по установленному адресу находит сотрудников органа опеки и попечительства и узнает их мнение об устройстве усыновляемого ребенка в семью.

Процедура усыновления имеет несколько нюансов. Во-первых, если невозможно передать ребенка на воспитание родственникам, то эти обстоятельства выясняются либо в ходе опроса на судебном заседании, либо по месту жительства родственников на основе судебных поручений. Во-вторых, суд узнает, не хочет ли опекун принять на воспитание несовершеннолетних братьев и сестер усыновляемого ребенка, находящегося на воспитании у опекуна. 

Суд может отказать в усыновлении ребенка, если органы опеки и попечительства приняли ненадлежащие и несвоевременные меры по устройству приемного ребенка в школе на воспитание в семьи его родственников, а также последовавшая за этим реакция, установленная законом.

Суд исследует письменные доказательства:

  • журналы учета кандидатов в усыновители из числа граждан России (с указанием Ф. И. О., места жительства, телефонов) с отметкой об отказе взять ребенка в семью на воспитание;
  • анкеты ребенка;
  • журналы учета посещений воспитанников в детских учреждениях;
  • информацию о том, на каких информационных стендах в помещениях органов опеки и попечительства, региональных сайтах и СМИ была размещена информация о ребенке;
  • информацию о семьях-кандидатах в усыновители.

Требования к лицам, претендующим на усыновление приемного ребенка в школе

Закон устанавливает строгий перечень лиц, которые не могут быть назначены опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями и усыновителями лица:

  • которых суд признал недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • которых суд лишил или частично ограничил в родительских правах;
  • опекуны или попечители, недобросовестно выполнявшие свои обязанности, и поэтому отстраненные от них;
  • лица, которые ранее уже имели приемного ребенка, но отказались от него;
  • люди, которые не могут усыновить ребенка по состоянию здоровья;
  • осужденные или имеющие судимость;
  • лица, которые в настоящий момент подвергаются уголовному преследованию или подвергались ему за ряд преступлений. Исключения могут составлять граждане, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим причинам.
    Суд может разрешить таким людям усыновление, если посчитает, что эти граждане не представляют опасности для жизни. Для вынесения решения суд рассматривает обстоятельства деяния, срок, прошедший с момента его совершения; форму вины; обстоятельства, характеризующие личность, в т. ч. поведение после совершения деяния и др.
  • лица, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • граждане, не прошедшие психолого-педагогическую и правовую подготовку перед усыновлением ребенка. На близких родственников приемного ребенка в школе, отчима или мачеху, а также действующих опекунов и попечителей это ограничение не распространяется.

Судебные органы власти могут принять иное решение. Тогда они обязаны мотивировать свое решение. Например, если кандидат в усыновители имеет профильное образование (педагогическое или психолого-педагогическое образование), опыт работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Психолого-педагогическую и правовую подготовку кандидатов в усыновители проводят органы опеки и попечительства за счет средств бюджета субъекта РФ по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов РФ.

  • лица, состоящие в однополом союзе;
  • семья, где один из супругов признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лица, которые не могут обеспечить ребенку необходимого прожиточного минимума, установленного на территории субъекта РФ в месте их проживания.  Исключения составляют отчим или мачеха усыновляемого ребенка. По другим обстоятельствам и с учетом интересов ребенка это положение может быть пересмотрено;
  • лица, не имеющие постоянного места жительства;
  • лица, не состоящие между собой в браке, при совместном усыновлении ими одного и того же ребенка. Для усыновления необходимо согласие супруга заявителя. Исключение составит случай, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства супруга заявителя неизвестно;
  • лица, страдающие заболеваниями, установленными в постановлении Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 «Об утверждении перечня заболеваний…».

Таким образом, процедура усыновления приемного ребенка в школе достаточно сложна с юридической точки зрения, так как предусматривает, во-первых, рассмотрение большого количества нормативных и личных документов, устанавливает очередность лиц, претендующих на усыновление ребенка, а также предъявляет ряд требований к самим кандидатам в усыновители. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль