Эмоциональное выгорание педагогов школы

259

Причины появления эмоционального выгорания педагогов

Синдром эмоционального педагогов выгорания возникает к концу учебного года. На его появление влияет ряд факторов:

  • постоянная эмоциональная погруженность в процесс и невозможность из него вырваться;
  • постоянный контакт с детьми и коллегами;
  • высокое эмоциональное напряжение и внутренний контроль, необходимость сдерживать проявления своих негативных эмоций: раздражения, злости, страха, тревоги, — во время сложных и конфликтных ситуаций при общении с детьми и их родителями;
  • повышенная психологическая и юридическая ответственность за жизнь, здоровье и благополучие учащихся;
  • необходимость устанавливать и поддерживать контакт с «трудными семьями», развивать навыки при столкновении с «семейным контекстом»;
  • ощущение нестабильности, которое провоцирует частая смена нормативов, условий труда и методических предписаний в сфере общего образования;
  • на эмоциональное выгорание педагогов влияет специфика образовательной организации, если, например, она предполагает работу с детьми с нарушениями в развитии и т.д.;
  • ограниченная возможность обратиться за помощью к коллегам и профессиональному сообществу;
  • непрестижный статус профессии.

Профилактика появления эмоционального выгорания педагогов

Самый действенный способ борьбы с эмоциональным выгоранием педагогов — предотвращение появления этого синдрома. Успешная профилактика этого синдрома будет зависеть от того, ощущает ли педагог свою значимость на рабочем месте, есть ли у него перспективы карьерного продвижения, необходимая ему автономия и уровень контроля со стороны руководства, насколько благополучна атмосфера в рабочем коллективе, могут ли его поддержать коллеги. Также у педагога должны отсутствовать конфликты социальных ролей, он должен грамотно планировать и организовывать свою работу.

При организации профилактики эмоционального выгорания педагогов администрация школы может привлекать профессиональных психологов как своих собственных, так и со стороны. Выбор специалиста зависит от конкретной ситуации: если с педагогом работает штатный психолог, то может произойти смешение ролей или даже потеря профессиональных границ. Приглашенному специалисту потребуется больше времени и ресурсов для того, чтобы понять ситуацию. Обе эти категории специалистов должны использовать в своей работе комплексный и системный подход: с педагогами необходимо проводить длительные и регулярные встречи.

При организации работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов необходимо:

  • выстраивать с педагогами доверительный контакт: они чувствительны к фальши;
  • уважительно относиться к мнению педагогов, быть равным партнером в обсуждении;
  • четко обозначать границы в работе с психологическими группами, соблюдать правила конфиденциальности и «стоп», чтобы педагоги чувствовали себя в безопасности;
  • давать возможность педагогам почувствовать себя уникальными и ценными личностями, а также внушить им уверенность в себе;
  • эмоционально поддерживать педагогов, признавать значимость того, что они делают;
  • повышать саморефлексию и осознанность в своей работе, научить их задавать вопросы самому себе;
  • обучать педагогов техникам релаксации и снятия психоэмоционального напряжения;
  • предложить совместный поиск новых ресурсов для повышения самооценки и уверенности в себе;
  • помогать в разрешении конфликтов.

В работе с педагогами психологи используют ряд специализированных методик. Первую группу составляют методики, основанные на обмене ролями и разыгрывании проблемных ситуаций:

  • балинтовская группа — метод групповой тренинговой исследовательской работы. Центральный объект исследования отношения «врач — больной». Пациент переносит на врача определенные отношения, эмоциональные и поведенческие стереотипы, которые сходны с его отношением к объектам своей реальной жизни (значимые лица ближайшего окружения). Анализ этих отношений дает возможность более полно понять пациента во всем многообразии его связей и взаимодействий с реальным миром, что способствует повышению эффективности терапии;
  • гештальт-терапия;
  • психодраматические упражнения;
  • сюжетно-ролевая игра. 

Эти методики помогают педагогу на время идентифицироваться с ребенком или родителем, взять на себя его роль, а отсюда — лучше понять переживания и поступки другого в той или иной трудной ситуации, по-новому взглянуть на нее, найти творческий способ решения и тем самым минимизировать эмоциональное напряжение, избежать нервных нагрузок и лишних волнений.

Также для профилактики эмоционального выгорания педагогов могут использоваться музыкально-фольклорные игры.

Комплексное и системное применение этих методик приводит к результатам:

  • повышается спонтанность и креативность педагогов в процессе взаимодействия с детьми. Они в большей степени доверяют себе, используют творческий подход к решению профессиональных задач и трудностей;
  • возрастает игровая компетентность педагогов, умение играть с детьми в свободные сюжетно-ролевые игры и групповые игры с правилами, они получают удовольствие от совместной деятельности с воспитанниками;
  • взаимодействие с детьми отличается большим доверием, сотрудничеством, умением договариваться, педагоги воспринимают их как уникальных личностей, заслуживающих уважения;
  • улучшается общий эмоциональный фон настроения педагогов и повышается уровень удовлетворенности результатами своей работы;
  • возрастает уровень профессиональной субъектности, саморефлексии и осознанности личных переживаний, мыслей, поступков, а также признание значимости и ценности собственной трудовой деятельности;
  • появляются новые ресурсы, как внешние, так и личностные, на которые педагоги могут опираться в работе с детьми и семьями;
  • коллектив становится более сплоченным, готовым работать одной командой, сотрудничать и поддерживать друг друга.

К концу года многие педагоги испытывают эмоциональное выгорание — синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и постоянного общения на работе с коллегами и детьми. Распознать синдром можно по ряду признаков. Главный способ борьбы с ним — вовремя проведенная профилактика, которую позволяет осуществлять внутренний контроль в школе. Профилактика выгорания у педагогов проводится с привлечением профессиональных психологов, которые используют специальные методики, включая ролевые. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль