Программа реализации внеурочной деятельности и её отличительные особенности

340

Рабочая программа реализации внеурочной деятельности, в отличие от дополнительной общеобразовательной, не является самостоятельной и входит в состав основной. Но в то же время она равноправна по отношению ко всем другим рабочим программам по различным предметам (физика, химия, математика, русский язык и т.д.), поэтому нельзя сказать, что они важнее или главнее по каким-то позициям. Все находятся абсолютно на одной линии и не имеют никакой градации.

Структура курса внеурочной деятельности пока не была разработана, то есть она ещё не установлена каким-либо федеральным государственным стандартом, поэтому её создают по схеме, которая рекомендована текстом стандарта любой рабочей программы. Многие педагогические работники часто путают или просто сравнивают программу реализации внеурочной деятельности с дополнительной общеобразовательной, в которой структура уже разработана и состоит из следующих компонентов:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • учебно-тематический план;
  • содержание учебно-тематического плана;
  • форма аттестации;
  • организационно-педагогические условия реализации;
  • различные приложения.

Данная структура существенно отличается от структуры, установленной федеральными государственными стандартами для основных видов деятельности.

В недавно вышедшем стандарте среднего общего образования содержится специальная позиция: "Программа реализации внеурочной деятельности должна содержать пояснительную записку (в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учётом специфики курса), общую характеристику, личностные и метапредметные результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирование с определением основных направлений и описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.”

А в декабре, практически перед Новым годом, также вышли изменения в стандарты основного и начального общего образования. Эти изменения содержат пояснения по разработке рабочих программ реализации внеурочной деятельности, в структуре которых должны быть учтены три позиции:

  • результаты освоения курса;
  • содержание программы;
  • тематическое планирование.

Сравнение программ реализации внеурочной деятельности и дополнительного образования

Результат в дополнительном образовании определяется задачами и целями программы, которые прописывает сам педагог. Но концепция развития ориентирует на новый подход к определению результатов, что значительно сближает программы дополнительного образования с программами реализации внеурочной деятельности. Например, и те, и другие должны предусматривать выход на личностные и метапредметные результаты освоения учебного материала.

Важно понимать, что курсы внеурочной деятельности школы могут разрабатывать на основе примеров. А в дополнительном образовании подобных шаблонов нет, поэтому разработкой и утверждением занимается непосредственно образовательная организация. И тут тоже схожая ситуация, ведь разработка и утверждение рабочей программы реализации внеурочной деятельности также является исключительным правом учебного учреждения. Отличие только в том, что она является лишь составной частью основной программы.

Важно отметить, что федеральные государственные образовательные стандарты допускают использование во внеурочной деятельности дополнительных общеразвивающих программ, то есть это входит в компетенцию учебного учреждения. Организация самостоятельно решает, как организовать образовательный процесс и каким образом включать различные виды деятельности в часть, формируемую непосредственно участниками этого процесса.

Дополнительные общеобразовательные и рабочие программы реализации внеурочной деятельности отличаются по кадровому обеспечению. В первом случае предполагается, что разработкой будет занимать педагогический работник дополнительного образования, который уже в скором времени сможет руководствоваться специальным профессиональным стандартом – крайне сложным документом, который предъявляет достаточно серьёзные требования к подготовке и квалификации. Кроме педагога, в процессе разработки и реализации могут участвовать и другие специалисты (концертмейстеры, художники-оформители, лаборанты и т.д.).

Что касается программы реализации внеурочной деятельности, то здесь всё осуществляется в порядке, установленном законодательством. Педагогические работники привлекаются к разработке на основании академических прав и должностных обязанностей. То есть любые специалисты, работающие в школе, могут быть привлечены к организации такой деятельности. Это могу быть и заместители директора, и классные руководители, и педагоги дополнительного образования, и учителя-предметники, и воспитатели группы продлённого дня, и психологи, и логопеды. Но важно учитывать тот факт, что внеурочная деятельность должна входить в основную образовательную программу и работать на достижение её результатов.

В финансировании дополнительных общеобразовательных и рабочих программ реализации внеурочной деятельности также имеются отличия. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дополнительного образования исключительно в пределах освоения основной образовательной программы. То есть, если его ресурсы используются школьной администрацией в качестве программ внеурочной деятельности, то они могут быть бесплатны. В любых других случаях бесплатность дополнительного образования не гарантируется ни конституцией, ни законом. И так как рабочие программы внеурочной деятельности являются составной частью федерального государственного стандарта, то их бесплатность гарантируется в полном объеме. То есть за часы, предусмотренные данным стандартом, нельзя брать оплату с обучающихся.

Таким образом, зная о всех сходствах и отличиях между дополнительными общеобразовательными и рабочими программами реализации внеурочной деятельности, о особенностях разработки, целях и задачах, педагогические работники могут полноценно использовать их ресурсы и возможности, улучшив качество образовательного процесса и собственную эффективность в рамках организации. Также это значительно понизит вероятность совершения ошибок в документах педагога, позволяет более эффективно осуществлять проектирование рабочей программы школы.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль