Структура программы дополнительного образования и рекомендации по её оформлению

196

В понятие “образовательная программа” закон включает комплекс обязательных элементов: объём, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график и т.д. Исходя из этого определения необходимо выстраивать структуру программы дополнительного образования, которая фактически должна представлять собой комплекс основных характеристик, организационно-педагогических условий и форм аттестации в образовательном процессе.

Кроме того, структура также задается новым федеральный законом, но программы многих педагогических работников до сих пор не обновились и соответствуют устаревшим требованиям 2006 года. Сказать, что всё это совершенно неправильно и нужно полностью переделать нельзя, так внедрять изменения в профессиональную деятельность следует постепенно. Поэтому, сравнивая структуру программы дополнительного образования 2006 года и современные требования, которые предъявляются законом сейчас, можно выделить некоторые рекомендации, позволяющие сохранить привычное оформление, но с определенными дополнениями, уточнениями и упрощениями, чтобы в итоге программа соответствовала действующему закону "Об образовании".

Современные требования к структуре программы дополнительного образования

Титульный лист. Это первый элемент структуры программы дополнительного образования, который предваряет весь документ и важен, как его лицо. Шаблон и пример титульного листа предложены Министерством образования в методических рекомендациях от 18 ноября. Если он будет полностью соответствовать установленным правилам, то ошибок точно не будет. Но по усмотрению конкретной образовательной организации, локальным актом могут быть установлены несколько иные позиции.

Пояснительная записка к программе дополнительного образования - один из важнейших разделов в структуре программы. Она содержит основные характеристики и раскрывает общую концепцию документа. В пояснительной записке описываются следующие позиции программы:

  • направленность;
  • уровень;
  • актуальность;
  • цели и задачи;
  • категории учащихся;
  • режим и формы занятий;
  • срок реализации;
  • планируемые результаты.

Ко всем этим элементам предлагаются отдельные рекомендации к оформлению, но самое главное - помнить при их описании о концепции развития дополнительного образования и разрабатывать данный раздел в соответствии с установленными принципами.

Следующая позиция в структуре программы дополнительного образования учащихся – учебный план. Теперь по закону он называется “учебно-тематический план” и у этого понятия появилось четкое определение. Он содержит перечень разделов и тем, определяет последовательность их изучения, количество часов по каждому разделу и теме с указанием теоретических, интерактивных и практических занятий, а также форм аттестации и контроля. То есть привычная для педагогов форма приобрела ещё одну колонку. И хоть формы аттестации и контроля должны быть обозначены в учебном плане, это не значит, что они должны быть предусмотрены абсолютно по каждой теме. Аттестация может проводиться периодическая, промежуточная и итоговая, на усмотрение автора.

Далее в структуре программы дополнительного образования идет содержание учебно-тематического плана. В этом разделе обычно много ошибок и неточностей, бывают даже случаи, когда он содержит какое-то сочинение или эссе о том, какое содержание может быть у программы. Оформляется данная позиция в соответствии с учебно-тематическим планом и должна включать в себя краткое телеграфное (выдерживать телеграфный стиль) описание содержания программы. Всё должно быть очень чётко, без дополнительных слов и предложений. Разделы и темы следует описывать в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане.

Следующий элемент структуры программы дополнительного образования - аттестации и оценочные материалы. Этот раздел содержит описание форм подведения итогов реализации программы, а также описание контроля или перечень его разновидностей (текущего, промежуточного, итогового). Закон сегодня содержит такую позицию, которая, с одной стороны, не предусматривает проведение аттестации по программе дополнительного образования, а с другой стороны, не запрещает её проведение. То есть отсутствует регламентация, когда обучающийся не прошёл аттестацию и считается или исключённым, или не обученным по этой программе. И обязательная позиция выдачи документа об уровне образования в этом случае отсутствует, так как нет необходимости (установленной законом) давать сертификат по программе дополнительного общеразвивающего образования. Поэтому итоговая аттестация фактически является необязательной.

И заключительный раздел в структуре программы дополнительного образования – организационно-педагогические условия реализации. Он включает в себя учебно-информационное обеспечение (сюда входит список литературы, который был в требованиях 2006 года), методическое обеспечение (перечень форм занятий, приёмов и методов организации образовательного процесса) и материально-технические условия, которые включают список помещений, оборудования и других технических средств, которые необходимы для реализации образовательного процесса.

Таким образом, современная структура программы дополнительного образования выглядит так:

  • первый титульный лист открывает программу;
  • пояснительная записка, в сравнении с требованиями 2006 года, значительно упрощена, так как перечень позиций в ней уменьшился;
  • учебно-тематический план остался практически без изменений;
  • содержание программы или учебного плана немного дополнено, появились некоторые уточнения;
  • формы аттестации ранее находились в пояснительной записке, сейчас их можно оставить там же или вынести в самостоятельный раздел;
  • организационно-педагогические условия реализации теперь включают в себя:
  • методическое обеспечение;
  • информационное обеспечение, которое связано со списком литературы, но теперь значительно расширяет его;
  • материально-технические условия реализации.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль