Пояснительная записка к программе дополнительного образования и её структура

339

Пояснительная записка к программе дополнительного образования содержит её основные характеристики и раскрывает её общую концепцию. Это крайне важный раздел документа, но очень часто педагогические работники оформляют его неточно, допуская некоторые ошибки. Связано это в первую очередь с тем, что сотрудники образовательных организаций разрабатывают его, отталкиваясь от неактуальных требований, установленных в 2006 году.

В соответствии с новым законом, в пояснительной записке необходимо отразить направленность и уровень программы, её актуальность, цели и задачи, а также охарактеризовать категорию учащихся, формы и режим занятий, срок реализации и планируемые результаты. Все эти позиции определяют структуру данного раздела, которая скорее является рекомендованной, то есть её можно дополнять и изменять.

Рекомендации к оформлению пояснительной записки в программе дополнительного образования

Направленность (или профиль) - одна из важнейших характеристик в пояснительной записке к программе дополнительного образования. Её определение содержится в законе "Об образовании". Это ориентация на конкретные области знаний и виды обучения, определяющие её предметно-тематическое содержание, преобладающие разновидности преподавательской деятельности и требования к результатам освоения материала. На данный момент, министерство образования и науки определяет шесть направленностей:

  • физкультурно-спортивная;
  • художественная;
  • техническая;
  • социально-педагогическая;
  • туристско-краеведческая;
  • естественно-научная.

Выбор направленности самостоятельно осуществляется образовательной организацией на основе социального заказа и характера учебной деятельности.

Следующая позиция в пояснительной записке к программе дополнительного образования – это её уровень. Он может быть:

  • вводным;
  • ознакомительным;
  • базовым;
  • углублённым.

Сформулировать его можно, как пример, таким образом: "Программа "Сувенир" (декоративно-прикладное творчество) рассчитана на один год, является своего рода инвариантным курсом обучения в области декоративно-прикладного творчества, так как позволяет детям приобрести общекультурные знания и умения в области прикладного творчества. Программой предусмотрен ознакомительный уровень овладения навыками работы с природными материалами, бумагой, картоном, фольгой, пластиком и другими материалами". Подобного обоснования отношения к определенному уровню вполне достаточно.

Также в пояснительной записке к программе дополнительного образования учащихся следует описать её актуальность. Это фактическое обоснование того, зачем она нужна учащимся, как на них повлияет преподаваемый материал и почему разрабатывается конкретно эта программа. Формулируя актуальность как педагогическую проблему, педагог обосновывает её значимость, поясняет потребности детей в данной программе и её востребованность обществом, учитывая полезность для учащихся определённой возрастной категории и предпосылки решения задач для конкретной категории детей.

Крайне важно правильно определить цели и задачи в пояснительной записке к программе дополнительного образования. Цель - это обобщённый планируемый результат обучения, который формулируется с учётом содержания и направленности программы дополнительного образования. Это своего рода стратегия, фиксирующая, куда нужно продвигаться и какой будет конечный желаемый результат. Цель должна быть сформулирована чётко, ясно, конкретно. Она должна быть реальной и достижимой, без каких-либо абстракций. В соответствии с целью разрабатываются конкретные задачи для её достижения, то есть определяется своего рода алгоритм продвижения, итогом которого и является сама цель.

Следующая характеристика в пояснительной записке к программе дополнительного образования - адресат (непосредственно учащиеся). Здесь необходимо указать возраст детей, которым посвящена программа, то есть определить, кто будет по ней учиться. Не рекомендуется давать подробную характеристику на несколько страниц и расписывать возрастные особенности детей. Должна быть дана чёткая, конкретная и внятная позиция относительно возраста и особенностей детей. Также необходимо указать количество учащихся в группе, в соответствии с СанПиН и локальными актами конкретной образовательной организации. Не лишним будет внести некоторые уточнения и пояснения по поводу наполнения группы, то есть обосновать указанное количество детей.

Пояснительная записка к программе дополнительного образования должна содержать такие пункты, как формы обучения и виды занятий. Они перечисляются и указываются в порядке организации осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам №1008. Но данный перечень не закрыт, поэтому педагог может добавлять какие-то новые формы и виды занятий, а также различные неизвестные практики. Но всё это обязательно нужно описать в документе.

Срок реализации тоже необходимо указать в пояснительной записке к программе дополнительного образования. Определяется количество часов на весь период обучения и запланированное время, необходимое для освоения материала и достижения ожидаемых результатов. Срок реализации должен быть реален, чтобы поставленные цели и задачи были достигнуты.

Следующая позиция – режим занятий. Указывается их периодичность и продолжительность. Например, занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут. Разрабатывать режим необходимо с учётом возраста детей (чтобы не было перегрузки), но и результаты при этом должны быть достижимы в рамках срока реализации.

Далее в пояснительной записке к программе дополнительного образования нужно описать планируемые результаты. Педагог должен чётко и конкретно, в соответствии с целью и задачами, перечислить знания, умения и навыки, которые будут получены учащимися в процессе обучения. Результаты должны быть согласованы между собой, с целью и содержанием программы (если в нём не указан список того, что в итоге должны знать дети, то результаты нужно описать подробнее). Часто педагогические работники перечисляют бесконечное множество планируемых результатов, но от подобного программа не становится лучше, так как это скорее затрудняет процесс их измерения и работу по документу в целом.

Придерживаясь данной структуры, правил и рекомендаций по оформлению пояснительной записки к программе дополнительного образования, педагогический сотрудник сможет разработать удобный и эффективный документ, работа по которому повысит уровень учебного процесса и качество обучения в целом. Но стоит помнить, что программы дополнительного образования необходимо разрабатывать с учетом его концепции развития, установленной в новом законе.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль